Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Скандинавская литература 20-21 веков файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Валерий Орлов фон КорфСкандинавская литература 20-21 веков
Литература Норвегии
Специфической чертой норвежской литературы этого периода является воздействие европейских литератур. Эта особенность возникла как следствие тесного соприкосновения политического и исторического влияний стран друг на друга после первой и второй мировых войн. В моей небольшой статье не раскрыть полного взаимовлияния этих моментов, поэтому я ограничусь поверхностным рассмотрением этой темы. Сначала надо вспомнить двух выдающихся норвежских писателей на творчестве которых укрепилась литература изучаемого периодаэто К. Гамсун и Г. Ибсен (поздний период). Отход от реализма выдвинул этих писателей в первые ряды европейских литературных знаменитостей. Надо заметить, что единства между ними не было, но это не мешает видеть общность творческого процесса.
Ибсен Генрик (1828-1906)норвежский драматург. Первая пьеса была поставлена Ибсеном в 1850 году («Богатырский курган», лирическая драма). В 1864 году за свой литературный труд он получает стипендию на поездку за границу. Писатель отправляется в Италию, позжев Германию. За границей им было написано много произведений, среди них«Пер Гюнт» (1867) и «Бранд» (1866), которые принесли ему европейскую известность. Драматургия Ибсена (70-80-х годов) считается литературоведами вершиной реалистической драмы. Начиная с 90-х годов в творчестве писателя происходят некоторые измененияв его драматургии ослабевают реалистические тенденции, усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка, усиливаются элементы символики. В пьесах «Дикая утка» (1884) и «Гедда Габлер» критики отмечали, что при сохранении черт аналитической композиции, роль внешнего действия увеличена, но оба эти момента сочетаются в общей трактовке произведения. В своих поздних произведениях Ибсен, обращаясь к внутреннему миру человека, выдвигает на передний план тему «сильного» человека, опираясь на философию Ницше, который готов для достижения своих целей принести в жертву жизни других людей. Но при этом, писатель пытается показать их обреченность. Эта позиция была Ибсеном еще намечена в «Воителях в Хельгеланде» и «Бранде»; в разных формах она проявилась в «Росмерсхольме», «Гедде Габлер», «Строителе Сольнесе», «Маленьком Эйольфе». Многие писатели в своем творчестве опирались на труды ИбсенаБ. Шоу, Г. Гауптман. Особо следует отметить взаимоотношение Ибсена и А. Стриндбергау них есть и общие черты (увлечение философией Ницше, роль сильной личности) и противоречия (значение влияния женщин на жизнь общества).
Отрывок из произведения Г. Ибсена «Кукольный дом»:
«ХЕЛЬМЕР. А в этом пакете что?
НОРА (вскакивая). Нет, нет, Торвальд! Этого тебе нельзя видеть до вечера!
ХЕЛЬМЕР. Ну-ну! А ты вот что скажи мне, маленькая мотовка, что ты себе самой присмотрела?
НОРА. Э, мне ровно ничего не надо.
ХЕЛЬМЕР. Разумеется, надо! Назови же мне теперь что-нибудь такое разумное, чего бы тебе больше всего хотелось.
НОРА. Право же, не надо. Или послушай, Торвальд
ХЕЛЬМЕР. Ну? Н о р а (перебирая пуговицы его пиджака и не глядя на него). Если уж ты хочешь подарить мне что-нибудь, так ты бы ты бы»
Гамсун Кнут (1859-1952)норвежский писатель. Он родился в семье деревенского портного. Его литературная деятельность началась в 1877 году. Он много путешествовал (побывал в Америке, отобразил ее жизнь в публицистической работе «Духовная жизнь современной Америки»,1889). В 1890 году им была написана повесть «Голод», в которой он с большим психологическим мастерством отобразил тяжелую голодную жизнь писателя. Натуралистические черты резко проявлялись в этом произведении, но правда жизни была на переднем плане. В следующих романах«Мистерии» (1892) и «Пан» (1894) проявляются неоромантические мотивы. В них писатель создал образы людей противопоставляющих себя обществу и близких окружающей их природе. В трилогии«У врат царства», «Игра жизни», «Вечерняя заря»(1898) Гамсун объявил полную свободу личности и отрицательно отнесся к демократии, чем и заставил многих критиков отнести его творчество к реакционному направлению, декадентству. О впечатлениях от юношеской жизни мы можем познакомиться в произведениях«Под осенними звездами», «Бенони» и др. Патриархальная идиллия показана в романе «Соки земли» (1917). Мотив одиночества и беспомощности человека в современном мире Гамсун изобразил в романах 30-х годов«А жизнь идет», «Кольцо замыкается» (1936) и др. В годы 2-ой мировой войны Гамсун сотрудничал с гитлеровскими оккупантами, за что после войны отсидел три года в тюрьме. Но со временем произведения Гамсуна стали рассматриваться как значительные ценности норвежской культуры.
Отрывок из произведения К. Гамсун «Голод»:
«Едва открыв глаза, я по старой привычке начал подумывать, чему бы мне порадоваться сегодня. В последнее время жилось мне довольно трудно; мои пожитки помаленьку перекочевали к «Дядюшке Живодеру», я стал нервен и раздражителен, несколько дней мне пришлось даже пролежать в постели из-за головокружения. Временами, когда везло, мне удавалось получить пять крон за статейку в какой-нибудь газете»
В начале 50-х годов 20 века норвежская литература имела свои особенностикритики указывали большое влияние на нее американской литературы. Страна наводняется приключенческими и гангстерскими произведениями. Некоторые писатели пробуют «копировать» эти труды (Эверланн). Послевоенная «неразбериха» в литературном мире Норвегии приводит писателей к некоторой растерянности и разочарованию (П. Брекке «Стареющий Орфей», «Я влюблен в другую» С. Хуля). Но находились и художники, которые пытались в это время рассматривать социальные вопросыЭ. Болстад в романе «Спекулянт» выдвигает социальные и политические вопросы на передний план. Писатель Н. Свинсос в романе «В тени копра» (1949) затрагивает эти же вопросы. Политические вопросы решает в своем романе «Большая Ма» (1960) известный прозаик В. Ронген. Литературоведы отмечают, что постепенно норвежская литературная жизнь приходит в свое национальное русло (Е. Бьернебу «Дурной пастырь» (1960), Й. Бугге-Ульсен «Тина»(1961), С. Хельмебакка «Страшная зима».
Поэзия как и проза играла в норвежской литературе этого времени большую роль. Поэтесса И. Хагерупп в своих сборниках стихов прославляла героев в борьбе против захватчиков (сборники: «Седьмая ночь», «Плывет мой корабль»(1951), «Из кратера сердца» (1964). Сборник сатирических стихов выпускает Э. Арман, он высмеивает тех политиков, которые тянут страну в новые военные авантюры («Никто не умнеет от беды»,1951). Особый интерес для этого времени представляют стихи Нурдаль Грига (1902-1943). В его стихах читатель может почувствовать легкие романтические веяния и жестокую линию реализма.
«Утро в Финмарке»
«Когда мы пришли в Бескадес,
Окончив свой путь ночной,
Вдруг разразился ливень,
Колючий и ледяной.
Мы, обессилив от шторма,
Отдых решили найти.
Наши олени устали
После большого пути.
Белые пятна на лицах
След ледяных дорог
С каждым порывом ветра
Мучили, как ожог.
Руки закоченели,
Ноги идти не могли,
Но вдруг встрепенулось сердце,
Когда я увидел в дали
На голой покатой вершине,
Легкий и чуткий, как тень,
Наледь дробил копытом,
Нюхая воздух, олень»
Норвежская литература последующих десятилетий не имела какого-либо сильного потрясения. Опираясь на творчество Ибсена и Гамсуна, она придерживалась своей линииее реализм, иногда окруженный определенными «измами», всегда показывал правду о жизни народа Севера. Познакомимся с некоторыми интересными писателями Норвегии.
Финн Бьернсет (1924-). Первый его сборник«Молодые ночи» вышел в 1951году. Позже, он напечатал роман «До того, как крылья понесут» (1952) и несколько стихотворных сборников«Странник». «В память о планете», «Баллада шестидесятых годов» (1961), сборник новелл «Избранное» (1966).
Отрывок из произведения «Обломки»:
«Когда я поставил сломанный трехколесный велосипед возле мусорного бачка, я подумал: господи, наконец-то я свободен! Вверх по лестнице я, кажется, бежал. И мне было наплевать, что все жильцы слышат, как я топаю по ступеням. Наоборот, даже приятно. Как бальзам. Когда я вернулся в квартиру, свет в гостиной был уже погашен, Дверь в спальню была приоткрыта, и клинообразная полоска света указывала туда дорогу. Приближалось утро, прошло четыре часа с тех пор, как я встретил ее»