Рассмотрим несколько подробнее творчество некоторых шведских писателей этого периода.
Густафсон Ларс (1936-)шведский писатель, который в своем творчестве решал философские вопросыместо человека в обществе, его отношение к природе и мирозданию (роман «Заблудшие»,1957, сборник стихов «Путешествие к центру земли»,1966). Его герои последующих романов («Последние дни и кончина поэта Брумберга», «Братья»)это рефлектирующие интеллигенты безуспешно ищущие «смысл жизни». Критики отмечают, что его произведениям свойственна многоплановость и увлекательная интрига.
Отрывок из романа Л. Густафсона «Смерть пчеловода»:
«От небывалого света, пробивавшегося из-за гребня, огромный отвесный каменный монолит казался мрачной твердыней, которая намного превышала размерами человеческие постройки, цитадель ангелов или демонов, давным-давно покинутая всеми защитниками.
Свет поднялся чуть выше и уже мог беспрепятственно играть на противоположной, западной стене ущелья, а одинокие каменные столпы, тут и там вздымавшиеся к небу среди нагромождений песчаника, преобразились в органные трубы, причудливый, барочный механизм светового органа. Все вокруг играло красными оттенками скальной породы»
Дельбланк Свен Аксель Герман (1931-)шведский писатель, раскрывающий психологический образ своих героев через их действия. Его первый роман«Ракотшельник» (1962) повествует о творческой личности, лишенной свободы. Это произведение имеет форму гротескно-фантастической аллегории. Исторический роман «Ряса» (1963) посвящен этой же теме. Другие его романы: «Гомункул»(1965), «Ночное путешествие» (1967), «Ослиный мост»(1969)произведения гротескно-сатирического характера. В 70-ые годы писатель стал работать в реалистической манере, отражая жизнь людей перед 2-ой мировой войны («Река памяти», «Каменная птица», «Городские ворота»(1976).
Отрывок из романа Свена Дельбланка «Пасторский сюртук»:
«I. Неузнанный сын богов
Летний день обещал быть жарким и ясным. Младший пастор уже начинал потеть.
Луч солнца пробрался в чердачную каморку, пощекотал пастору нос, заставил чихнуть. Больные глаза открылись от света, как открываются под ножом тугие створки устриц. Он хмуро побрел к окну грязная ночная рубаха колоколом лупила по ногам, высунул голову наружу и, ослепленный утренним светом, совершенно растерялся, точно ласточкин птенец, выглянувший из темного гнезда»
Йонсон Эйвинд (1900-)шведский писатель. Его первый сборник новелл «Четверо чужеземцев» вышел в 1924году. Роман «Тиманы и справедливость» был обращен против религиозных взглядов. В романе «Воспоминание» критики отметили большое влияние психоанализа. Им было написано много романов о жизни рабочих («Прощание с Гамлетом», «В этом твоя жизнь», «Не оглядывайся» и др.). В книге «Прибой» (1946) писатель модернизирует «Одиссею» в духе символизма.
Отрывок из романа Эйвинда Юнсона (Йонсон) «Прибой и берега»:
«ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава первая. КОГДА ОКОНЧИЛСЯ СРОК
Солнце, милосердный и жестокий Гелиос, один из шпионов на службе у богов, в варварских странах и землях известный под другими именами, не играл в счете времени решающей роли. Один год тянулся как десять, другой пролетал как день.
Но некоторые свои годы он вспоминал с удовольствием, даже с самодовольством, и, вспоминая, причмокивал, а если не причмокивал, то хотя бы бегло проводил по губам языком, этим орудием вкуса, когда-то утонченного, а потом вновь огрубевшего. Сначала по верхней губе, которая запала слевас этой стороны во рту не хватало трех или четырех зубов, а потом язык двигался в обратную сторону по нижней губе, слегка выдвинутой вперед, отвисшей. Таким образом, движение шло по лежачему овалу, и за этим несомненным выражением довольства, самодовольства и совершенного удовлетворения крылись воспоминания о яствах на четырехугольных или овальных столах благовонного дерева или о женщинах, об изгибах женского тела, его центре или глубинах, самых сокровенных, любимейших. Затем язык исчезал во рту, иногда с легким причмокиванием. Там, в замкнутой, влажной, а порой и вязкой мгле, в частоколе зубов зияли бреши. Прежде они болели. Но вот уже лет девять, а может, и больше челюсти привыкли, да и язык привык отдыхать на месте зияний»
Шведская литература конца 20-го начала 21 веков имеет свою особенностьдетективы и фантастика занимают в ней главенствующую роль.
Ларс Кеплерего романы заинтриговали весь читающий мир. В захватывающей детективной серии писатель изобразил талантливого сыщика Йона Лина с внешностью голливудского киногероя и меланхоличным отношением к жизни. Его книги критики называли лучшими и важными. Сюжет книг почти однотипен: зверское убийство, в стране Швеции, появление психотерапевта или подобной личности, весьма запутанный сюжетлиния преступления часто меняется. Книги Ларса Кеплера«Призраки не лгут», «Лазарь», «Охотник на кроликов» и др.
Отрывок из романа Л. Кеплер «Гипнотизёр»:
«Комиссар криминальной полиции по имени Йона Линна спросил, достаточно ли он проснулся, чтобы выслушать важную информацию. Эрик стал слушать комиссара. Мысли все еще падали в темное пустое пространство, оставшееся после сна.
Я слышал, что вы прекрасно разбираетесь в тяжелых травмах, сказал Йона Линна.
Верно, коротко ответил Эрик.
Слушая комиссара, он принял болеутоляющее. Полицейский объяснил, что ему нужно допросить свидетеля. Пятнадцатилетний мальчик стал свидетелем двойного убийства. Проблема в том, что мальчик тяжело ранен. Его состояние нестабильно, он в шоке и без сознания. Ночью его перевели из неврологического отделения в Худдинге в нейрохирургию Каролинской университетской больницы, что в Сольне»
Карин Альвтеген (1965-) шведская писательница, работающая в детективном жанре. В ее психологических триллерах действие происходит тоже в Швеции. Ее лучшие книги: роман «Утрата» (2005), «Стыд», «Предательство» и др.
Отрывок из романа К. Альвтеген «Стыд»:
«У нее не получилось. Напротив сидел человек, который скоро умрет, сидел спокойно, неподвижно, сложив на коленях руки с выступающими венами. Она посмотрела на толстую папку с историей болезни. С тех пор как он впервые пришел на прием, прошло почти два года. Все упорные попытки оказались безрезультатными, и сегодня ей пришлось признать поражение. Сообщить диагноз. Это всегда вызывало одни и те же чувства. Возраст, неизлечимость болезни, несовершенство медицинских технологийвсе это не вина врача, но в оправданиях нет смысла, потому что речь идет о жизни. О жизни, спасти которую она не смогла»
Стиг Ларссон (1954-2004)шведский писатель автор знаменитой трилогии «Миллениум» о детективе-журналисте и девушке-хакере. Его лучшие книги: «Мужчины, которые ненавидят женщин» (2004), «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играет с огнем» и др.
Отрывок из произведения С. Ларссона «Миллениум»:
«Террористы последовательно развивали свою идеологию в течение последних двадцати лет. В Италии они приняли понятие «третья позиция» не коммунизм и не капитализм, а фашизм. Третья позицияидеология, подчеркивающая свое неприятие коммунистической и капиталистической системы. Итальянские фашисты больше интересовались вопросами власти и государственности, чем теорией расового превосходства. Но в Северной Европе расизм представлял основной интерес для нацистов.
Особенно этому способствовал Британский национальный фронт. Американцы добавили к расизму антисемитизм и конспирологию. В «Дневниках Тёрнера» утверждается, что евреи управляют западноевропейским миром. Правительствоне важно, Билл это Клинтон в США или Ёран Перссон в Швециидля него всегда ZOG, что расшифровывается как «сионистское оккупационное правительство». Целью всех западноевропейских правительств является уничтожение арийской расы. Фашисты утверждают, что единственный способ победить ZOGэто развязать RAHOWA, что расшифровывается как Расовая священная война (Racial Holy War). Сегодня враги нацистовне отдельные евреи или эмигранты, а сама государственная власть, сам демократический государственный строй в США и странах Западной Европы»
Нинни Хольмквист (1958-)шведская писательница романовфантастической антиутопии. Критика отметила, что основные направления ее творчествапсихологическая проза и антиутопия. Первые ее произведения были напечатаны в 1995 году. Основные темы ее рассказов«баланс власти в мире», дружеские и любовные отношения, независимость, одиночество. Писатель отметила, что ее герои находятся в пограничной зоне между самостоятельностью и беспомощностью. Литературная известность пришла к Хольмквист с выходом ее первого фантастического романа«Биологический материал» (2006). Книга имела много положительных оценок, но и критика ее тоже не обошла стороной.