Ник Перумов, Вера Камша, Элеонора Раткевич, Сергей Раткевич и др.НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ
Положу я к обелиску
сына первую игрушку.
Погремушку. Погремушку
Протянулась тонкой низкой
жизнь моя от той высотки,
а на низкефотки, фотки
И на этих тусклых фотках
я живой и ты живой,
у обоих взгляд шальной.
Но уже штабные сводки
отвели для нас раздел:
ты погиб, я поседел
Ты сказал мне перед боем
и запомнил я доныне,
что всегда мечтал о сыне.
От любимой хохотушки
ты графой ушел по списку.
Болью вечной в душах близких
Я кладу у обелиска
сына первую игрушку.
Погремушку.
Погремушку
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я родилась в 1961 году.
Я родилась в 1961 году, потому что меня не убили до 1945 года.
Потому что мои родителитогда еще детиоказались в числе тех, кого удалось спасти, заслонить, отстоять ценой тысяч и тысяч жизней. Тех, кого не задавила чудовищная туша Второй мировой войны.
И это может сказать о себе любой из нас: и те, чьи рассказы вошли в этот сборник, и те, кто сейчас держит его в руках. Все мыте, кого отстояли, и дети тех, кого защитили.
Об этом сейчас нередко забывают.
Об этом нельзя забывать.
Нельзя забывать о тех, кто уходил на фронт, зная, что наше дело правое, что враг будет разбитпотому что дело защиты Родины правое, а не разбить врагаэто значит дать ему уничтожить не только настоящее, но и будущее. Нельзя забывать о тех, кто взял на себя тяжкий и страшный труд войныи отстоял будущее. Отстоял наше право быть.
Великая Отечественная осталась в прошлома прошлое с каждым годом уходит от нас все дальше. А чем дальше прошлоетем больше простор для измышлений и спекуляций. Для заблуждений и подтасовок. А зачастую для прямой лжи. Икак ни странно это звучитдля лжи при помощи правды.
Ведь были, действительно были и штрафбаты, и заградотряды, и лагеря. Как легко сказать, что только они и были. Не было подвига, не было сил и жизней, отданных ради победы ну вот ну просто ну вот ну не было ничего, кроме штрафных рот и заградотрядов, НИЧЕГО! Только мерзость и грязь. И те, кто сражался, сражались не иначе как потому, что их эти заградотряды в спину подталкивали и деваться было некуда. Сплошная страна заградотрядов и рабов
Но могут ли рабы побеждать?
А где же те люди, которые отдавали свои жизни, потому что умели отделять свою Родину и тех, кто в ней живет, от кровавой накипи на ней? Любитьдаже вопреки?
Всех ли можно заставить сражаться из-под палки?
Были и лагеря, и штрафбаты, и заградотряды. И были люди, совершившие подвигвопреки всему этому.
Люди, защитившие будущее.
Как легко сказать такую привычную, такую успокоительную житейскую мудрость: «Ну, ведь в любом конфликте всегда все-таки виноваты обе стороны»и тем самым уравнять захватчиков с защитниками, убитых с убийцами. Но те, кто пришли с оружием в руках, чтобы убивать и захватывать, не равны тем, кто встал с оружием в руках, чтобы защитить.
Дело защитникаправое.
Казалось бычто можно противопоставить документальным свидетельствам?
Как легко, как ужасающе легко оказалось заставить эти свидетельства говорить так, как хочется слушателю, отметая одно и сосредотачиваясь на другом!
И потому книга, которую вы держите в руках, не документальная.
Это не сборник рассказов о Второй мировой, о 1812 годе. О Грюнвальде, Косовом поле, Куликовом поле, Реконкисте, Фермопилах
Так о чем же эти повести и рассказы?
О том, что долг перед Родиной может оказаться и тяжек, и страшен, и неоднозначен.
О том, что он никому не позволит отсидеться в стороне.
О том, как гибнут, заслонив собой других.
О том, как любяти идут сражаться за тех, кого любят.
О том, как остаются людьми даже в страшные минуты.
О том, как побеждаютзачастую ценой своей жизни.
О том, что защитить и спастиэто правое дело.
И потомуэто все-таки книга рассказов о минувших войнах. Несмотря на то что написана она в жанрах фантастики и фэнтези. Несмотря на то что даже упоминаются земные войны не во всех произведениях.
Может быть, это книга отражений? Отражений минувших подвигов и трагедий в мирах фантастических, а то и почти сказочныхи в мирах, так похожих на наш. Это эхо раздается в разных мирах. В мирах, которые не были убитыпотому что еще до рождения на земле не были убиты мы, создавшие эти миры.
Эхо звучит в разных мирахи они откликаются и звенят. Они тоже хотят рассказать о том, что видели.
Они заговорили благодаря литературному конкурсу «Наше дело правое». Он был учрежден для того, чтобы они могли заговоритьи рассказать о доблести тех, кто защитил и защищает Родину, людей, жизнь
Прежде всего этот сборник предназначен тем, для кого былые подвигидела, давно минувшие, тем, кто знает о них со слов бойкого телеведущего или из ненароком просмотренного, якобы основанного на реальных событиях фильма, где защитники такие же сволочи, как и агрессоры, а то и еще хуже.
Мы хотим рассказать вам о тех, кто с оружием в руках бесстрашно смотрел смерти в лицо. О наших дедушках и бабушках, о дальних предках, чьи имена забыты, но осталась спасенная ими жизнь. О тех, кто выстоял и победил. Не для себя и не ради себя.
Мы хотим сказать вам, да и себе тоженам нечего стыдиться своего прошлого! Мы можем гордиться им! У нас есть на это право!
А еще мы обязаны помнить правду и не прощать ложь. Споря о Ричарде Третьем и «Войне и мире», я не раз нарывалась в ответ на доводы о гениальности Шекспира и Толстого. Дескать, кому сейчас важно, кем был этот король и каковы были герои 1812 года. Главноегениальность классиков и глубокая философия
А вот и нет!!!
Ложь, особенно заведомая, конъюнктурная, есть и будет злом, кто бы ее ни произнес. И злом вдвойне будет ложь талантливая. Чем шире размах крыльев лживого гения, чем выше его полет, тем гуще тень, отбрасываемая им, и тем больше площадь этой самой тени. В такой тени трудно, подчас невозможно дышать, ибо подлостью и злом дышать невозможно, а брехнейпротивно. Вот она нас со всех сторон теперь и обволакивает. Как у речки Ипр, и мы дышим, а некоторые еще и с удовольствием и теоретически-художественным обоснованием.
А ведь это уже не якобы горбатый чужеземный король и не то, что было 200 лет назад, это по нашим дедам, а кое у кого и по отцам топчутся, поливают помоями, врут, подличают.
Интересно, говорите? Талантливо? Ну так на себя такой талант примерьте! Неважно, что ты не украл, не убил, не напился до свинского состояния, главное, тебя в таком виде изобразили. Талантливо.
Нравится?
Повесишь свой портрет в луже на стенку? Согласишься, что ты вор, убийца, дегенерат? Позволишь смаковать свой несуществующий позорили все-таки набьешь талантливому художнику и его спонсорам морды?
Ах, набьешь? Ну тогда не аплодируй лжи и не прощай ее!
Кто-то сказал, что логика и знание истории не спасут. Можно сто тысяч раз опровергать лезущую в уши и глаза брехню, но телевизор свое возьмет. Особенно когда уйдут те, кто помнит, а ведь это время близится. Скоро некому будет встать и сказать: «Неправда это! Я тогда жил, воевал и снова жил. Не так все было!» Никто уже не скажет: «Слушайте, я расскажу вам» Некому будет служить документальным подтверждением истины, некому будет живым словом сражаться против чудовищной лжи. Некому некому некому
И тогда мы останемся одни.
Наедине с серым мифом.
Наедине с теми, кто передергивает и искажает факты в угоду той или иной конъюнктуре. Кто вольно или невольно кормит нас отравой. И не всегда эти люди бездарны. Но если шулер талантливо передергивает карты, а повар замечательно готовит бледные поганки под соусомтем больше оснований дать им отпор.