Что мы можем этому противопоставить? Только свое слово. Только единение тех, кто думает иначе и не считает возможным отмолчаться.
Можно и нужно показывать во всей сомнительной красе «разоблачителей», создателей и культиваторов «серого мифа», объяснять, что и сколько они имеют с охаивания «этой страны», потому что Родины у этой публики нет и быть не может.
Еще больше нужна правда. Правда архивных документов, фронтовых писем, воспоминаний, серьезных, объективных исторических исследований, и они, к счастью, имеются, но этого недостаточно.
Мы собрались здесьтакие разныеради этой правды, ради того, чтобы Победа по-прежнему оставалась Победой, ради того, чтобы она по-прежнему была за нами.
Потому что удержать Победу зачастую трудней, чем победить, любой полководец знает это. Потому что фашизм под видом политкорректности тонкой струйкой дыма медленно просачивается в культуру, заставляя сомневаться: а так ли все было? А правильно ли, что все это было именно так? А была ли ПобедаПобедой? А такое ли правоеНаше Дело? А есть ли разница между той и другой стороной? А если нетправильную ли сторону мы все выбрали?
Вот поэтому мы и пришли сюдаписатели, издатели и все, кто создавал этот сборник. Вот поэтому мы и зовем васчитателей. Зовем к себе. Потому что рано покидать окопы. Потому что призрачные вражеские танки, урча моторами псевдонаучных теорий и темнея свастикой клеветнических измышлений, опять штурмуют рубежи нашей памяти. И, кроме нас с вами, остановить их просто некому.
Какое старое, почти забытое словодоблесть
Нельзя его забывать.
Так о чем все-таки эта книга?
Открывает ее раздел «Заслон», названный по одноименному рассказу. Наверное, этот рассказ несколько озадачит читателей фэнтези, привычных к тому, что хорошие эльфы сражаются против плохих орков или троллей. Илинаоборот. В этом рассказе нет рас, плохих или хороших от природы, и по ту и по другую сторону есть и эльфы, и тролли. Важно не то, кем ты родился, а то, какой выбор ты сделал. И если твой выборвстать в заслон, чтобы враг не прошел, это и есть самое главное. Потому что враг не должен пройти.
Враг не должен пройтиэто помнят и герои рассказа«Кипрей».Что они могут сделатьведь против них целая армия, а их так мало, да и кто они? Вчерашние мальчишки, пришедшие в заброшенную крепость отбыть скучную повинность и развлекающиеся, разыгрывая друг друга. Неумно, подчас жестоко. Их никто не берет в расчет, а они могутвстать заслоном. Отвоевать еще день еще час еще минуту ту самую минуту, которой может не хватить, чтобы враг не прошел. И перед значимостью этой минуты меркнет все, что недавно казалось столь важным
Открывая рассказ«Рубеж»,мы попадаем в такую мирную, такую уютную жизнь, что мудрено поверить, что герои этого рассказа и в самом деле герои но битвы бывают разными, а герои не обязательно облечены в сияющие доспехи. Они тоже стоят в заслоне, и цена победы неизменнажизнь, отданная, чтобы не пропустить смерть. И еще они сохраняют в себе способность понять и поверить. Они простодушны и доверчивы, значитглупы и бессильны перед умным и настойчивым злом? Только текут века, а зло так и не может пройти.
«Ала танцует».Танцует и в легенде, и в жизнитакой обычной, привычной, мирной утраченной жизни. Утраченнойпотому что в эту жизнь вошла война. И Ала танцуетпотому что враг не должен пройти Кто знает, каким был ее танец? Остались легенды, каждая из них в чем-то правдива, и каждая из них приукрашивает прошлое, превращая подвиг в изысканное чудо. Или, наоборот, принижает?
«Уходя, оглянись»Оглянись на то, что оставляешь навсегда, потому что ты уходишь, чтобы оно осталось, чтобы оно было, чтобы собой, своей жизнью заслонить все это от смерти. Оглянисьпотому что ты совершил невозможное. Оглянисьпотому что ты бросил себя под колеса войныи заставил ее остановиться
Ради жизни. Ради того, чтобы живыебыли. Чтобы они могли жить, смеяться, любить
Второй раздел сборникао любви.
Открывает его одноименный рассказ«Обличия любви».Они могут быть очень разными, эти обличил. И чтобы понять иные из них, нужно мужество А собственно говорявозможна ли вообще любовь, лишенная мужества, лишенная отваги? Если любишь, если твоего мужества довольно, чтобы узнать Любовь в любом облике, она даст тебе силу выстоять и победить там, где победить одному невозможно. Любовьэто не только то, за что сражаются. Она может сражаться и сама
«Пока мы под сердцем любовь эту носим» мы не согласимся с подлостью и не сдадимся даже тогда, когда сдались все остальные. Именно она развеивает лживый морок соглашательства. Именно она называет предательство предательством. Пока мы под сердцем любовь эту носим, все ставя на карту, мы знаем, за что мы сражаемся, и она не даст отступить, согнуться, предать.
И не даст отсидеться. Сказать себе «это не моя война». Как часто судьба ставит людей перед тем же выбором, что и героя рассказа«Гном».Моя ли это война? Пока мое сердце бьется, пока оно способно любитьмоя. Один только мигмиг выбора, единственный и неповторимый
«Есть только миг».Тот самый, единственный. Что может любовь? Ничегоесли замкнется в оболочку лихорадочной жажды счастья и только счастья для себя и только для себя, и гори все синим пламенем. Только в пламени этом сгорит и то, что было любовью. Что может любовь? Всеесли способна отказаться даже от самой себя. Иногда для того, чтобы любовь осталась жива, она должна забыть о себе. Забытьи пойти в бой за других. Потому что любовь всегда в бою, всегда в сражении с тем, что не есть она, ведь то, что не есть любовь, есть ненависть и смертьв любых мирах и в любую эпоху.
Нужно ли называть по имени эпохи, о которых говорится в«Волчьем поле»,повести, давшей название следующему разделу, разделу «исторического фэнтези»? Едва лиони знакомы всем, кто хоть когда-то брал в руки учебник истории. Но все ли, отложив в сторону учебник, задумались о давно отгремевших битвах? О тех, кто просто хочет власти ценой лжи, ценой крови, ценой предательства, и тех, кто выходит на бой, потому что иначе нельзя? И вместе с ними становятся те, кто прошел этой дорогой тысячелетия назад. Кто ушел, но остался. Знаменем. Памятью. Совестью. И о том, как прошлое подставляет плечо настоящему во имя будущего.
Чего ты хочешь, человек? Кто ты? За что сражаешься? Ответ на эти вопросы дают люди любой эпохи нужно ли называть по имени Вечность?
А может, все-таки назвать вечность по имени, может, дать ей другое имя?«Сказание о том, как князь Милош судьбу испытывал» о том, что имя Вечности неизменно. Можно переиграть судьбу заново, попытаться прожить другую жизнь но судьба отступает побежденной, если и в этой другой жизни ты остаешься собой и не щадишь себя. Отдавшие себя побеждают судьбу. У судьбы много имена у Вечности только одно.
Каким оно будет, это имя? Какое имя может дать Вечности герой«Сказания о господаре Владе и Ордене Дракона»?Белизна ангельских крыл? Тьма преисподней? Алый ток живой крови? Где правда? Где ложь? Страшен и неоднозначен господарь Владстрашен и неоднозначен его долг, страшна и неоднозначна эпоха, о которой вы прочитаете какое имя вы дадите этой Вечности?
Долг. Всегда ли это однозначно и просто?
Следующий раздел сборникаименно о долге.
О солдатском долге повествует рассказ, давший название этому разделу, «Солдат».О том, что долг не перестает существовать, даже если кто-то считает иначе. Твой долг солдатаэто ты сам.
Что важнееподвиг или долг? Что важнееприказ или долг? Что важнеевеликая цель или долг?«Восемь транспортов и танкер».История о том, как приказ все же был выполнени это стало подвигом. Но приказ был выполнен только потому, что был исполнен долгполностью и до конца.
«Бой над Прохоровкой».Знакомое имя, иное время, иная реальность. Будущее, о котором не хочется думать, но не думать нельзя. Будущее, в котором история повторяется. И пусть не танки утюжат землюфлаеры рвут в клочья небо над Прохоровкой, но по-прежнему надо исполнить свой долгпродержаться, выстоять, не отступить. Потому что отступать по-прежнему некуда И звенят в небе новой войны песни ТОЙ, единственной. И под них и с ними свершается невозможное. Это не «Вторая, поющая» из «Стариков», это их праправнуки, сгорая заживо, защищают родное небо, но врагам по-прежнему не пройти.