У меня открыт рот, а глотка вдруг превратилась в старое дерево.
И как тебе, когда кто-то приходит и поджигает твой мир, Спящий-в-Древе? спрашивает мужчина.
Я, ошеломленный, молчу. Не знаю, где я. Не знаю, кто я.
Мужчина встает, входит в кафе, бесцеремонно протискиваясь мимо окаменевшей, искалеченной, истекающей кровью Милены, а потом снимает со стены рекламу «Гиннеса» обрамленное морозными, точеными узорами, оправленное в рамку зеркало.
Взгляни на себя, Спящий-в-Древе, говорит он. Взгляни в свои глаза.
Я машинально гляжу, и за серебристой голограммой с надписью «Гиннес» вижу странное, чужое лицо. Оно похоже на мое, ночужое. Вытянутое, почти конское, с носом, узким как плавник; прилегающими к черепу узкими, но длинными ушами. И глаза. Глаза. Как у него, наполненные темным ореховым цветом, напоминающим копченые миндалины. Кто я? Кто я такой?
Сижу как деревянная статуя.
ЯВуко Драккайнен. Сын Ааки Драккайнена и Аниты Островской.
Нет.
Я Ульф Нитйсефни. Ночной Странник.
Мидгард.
Древо.
Я начинаю кричать.
Не хочу просыпаться.
Не хочу.
Весь мир погружается в смоляную тень тысяч воронов.
Воронова Тень.
Они каркают.
Я иду следом за ним, безвольно; мы протискиваемся между остановившимися как на стоп-кадре туристами, среди бьющих крыльями воронов. Он поднимает свою кретинскую трость и бесцеремонно раздвигает группку неподвижных японцев.
Мы идем.
Он ведет нас в отель, стеклянные двери с шумом разъезжаются. Я ощущаю на лице дуновение прохладного, кондиционированного воздуха. Цыгано-турок с вороновой тенью властно проходит вестибюлем, потом через ресторан, еще одни двери раздвигаются перед нами, выводя на террасу.
Я иду следом и вдруг оказываюсь в огромной мастерской. Нет террасы, нет вида на залив, только помещение, выложенное измазанными плитками; гудящий очаг, кран под потолком, позванивающий цепью. Бьет управляемый компьютером пневматический молот, некий бородатый огромный человек, с лицом, прикрытым зеркальной маской, склоняется над сложной стальной конструкцией с перчаткой управления на руке, механическое плечо, что заканчивается соплом сварки, свешивается с потолка и то и дело постреливает снопами искр среди стальных кишок.
Отключи это, Укко! орет мой проводник. Тут же сбрендить можно! Мы должны поговорить!
Бородач поднимает на нас зеркальную маску и, наверное, смотритмолча. Расставляет пальцы. Молот замолкает, токарный станок давится замирающим свистом, сварка внезапно прячет форсунки и гасит плюющийся ацетиленовым пламенем клюв, а потом уезжает под потолок. Тишина, только в ушах моих продолжает звенеть.
Я знаю это место.
Это мастерская дядюшки Атилаайнена. Даже стоящие вокруг, привезенные из Америки крейсера шоссе, похожие на хромированные фортепиано, те же, что и тогда, в детстве.
Мужчина, которого называют Укко, поднимает с лица зеркальную маску и отводит ее на макушку, а потом кивком указывает на кабинетик. На крохотную клетку с письменным столиком и компьютером, стенами, увешанными рекламами запчастей и с календарем, оскорбляющим женщин, выставляя их сексуальными объектами.
Негде присесть.
Я пришел не за топором или подковами, Кузнец, ворчит Воронова Тень. Нам нужно посоветоваться.
Кузнец открывает небольшой чешский холодильник и вытягивает две банки пива. Для себя и Вороновой Тени. Я чувствую себя оскорбленным.
Этотот? спрашивает Кузнец, похоже, риторически. Ты меня оскорбляешь, Ворон. И этонаша надежда? Приблуда, заключенный в дерево? Еще один приблуда?
С шипением открывает банку, пена заливает густую бороду.
Кузнец пьет, мой проводник садится на пластиковый стул для клиентов и открывает пиво. Его глаза полны глубокой морской синевой.
А как справляются твои Люди Огня, Кузнец? Мы еще увидим, как девушки этой весной будут танцевать с огнем в честь возвращения Света? Иливечный мрак, руины и Змеи?
Сейчас ты скажешь мне, что мир меняется. Будто не знаешь, к чему такое приводит. У нас проблема, Ворон, цедит рассерженный Кузнец. Щелкает пальцами, и на его ладони появляется огонек. Небольшой танцующий огонек, словно от таблетки сухого спирта. Мужчина играет им, лепит из негомашинальнофигурку танцующей девушки, а потом некоторое время на нее смотрит. Огненная фигура вьется меж пальцами, словно тренируется танцевать у пилона. Кузнец дует, и огонек исчезает. Проблема наша в чужаках, которые воруют песни, нарушают правила и равновесие. Тех, кто прибыл с силой, о которой они не имеют понятия, творят, что придет в голову, и разносят мир на куски. К счастью, есть Торговец, Бродяга, Друг Людей, и у него есть идея. Идея вот какая: добавим еще одного пришельца с факелом. У тебялисы в курятнике, и потому ты решаешь отправить туда волка. Волк передушит лис, а потом гуси заклюют волка. Разве что волк после поклонится птицам и уйдет себе. Я ничего не пропустил? У меня много работы, Ворон. Ответ мойнет. Чужак в деревечужак неопасный. Умиротворенный. Онрешенная проблема.
Теуже не одни, повышает голос цыган. У них есть союзники на нашей стороне. Чужакиуже элемент мира, и кто-то это использует. Против нас. Может, ты поговоришь со Змеем?
То есть нам стать такими же, как они? Признать, что без обмана мы не справимся?
А мы и не справимся. Что ты противопоставишь Песням, используемым налево и направо? Я скажу тебе, что. Спустишься лично и сам примешься петь. И этосогласно правилам? А знаешь, что будет дальше? Те сделают то же самое. Змей, Сука, Вихрь, Мороз и остальные. Полагаешь, они не осмелятся? Один за другим. Нынче главные правила еще не нарушены. У нас есть Деющие, но из нас пока никто не вступил. Это они. Те. Чужаки. Они ломают законы. У нас кризис, но еще не война. Ты дашь им повод для войны. Они об этом мечтают. Я предлагаю кое-что другое.
Это еще один чужак, верно. Но он прибыл сюда, чтобы вернуть равновесие. А значитпозволим ему так поступить.
У меня болят ноги. И я начинаю злиться. Сжимаю зубы.
Копаюсь в карманах и наконец нахожу пачку «ларков». Ну, давай, дед, скажи мне, что здесь нельзя курить. Ну, давай, испорти мне день, мудак. Увидишь, что будет дальше.
Он меня игнорирует. Как и Воронова Тень.
Кузнец тянется за большой отверткой и задумчиво закручивает ее вокруг пальца, словно кусок резины.
С кем ты уже говорил?
Ты первый. Пойдем к ним вместе.
Отвертка превращается в очень толстую пружину.
Кто еще хочет говорить? спрашивает наконец Укко.
Вепрь и Самум.
Так он жив? Уже все потерял.
Я слышал, он испугался того, что происходит, и хочет вернуться.
Оттуда, куда он ушел, нечасто возвращаются.
И все же.
Я хмыкаю, стряхиваю столбик пепла и присаживаюсь под стеной. Все напрасно. Меня нет. Я прозрачен.
Кузнец втыкает свернутую в пружину отвертку в стол и встает.
Мы выходим через раздвижные двери, за которыми должен быть паркинг, а потом шоссе на Рованиеми, что вьется над фьордом среди сосен и березок. Оба главныхвпереди, а яскромно сзади. Невидимый и несущественный. Во мне все кипит. Мне не нравятся их принципы, меня раздражает полный умолчаний разговор о вещах, о которых я понятия не имею.
Открой я ротони меня проигнорируют. Совсем как десятилетнего ребенка, вмешивающегося в разговор взрослых, который он не понимает.
И точно.
Не понимаю.
За дверями ангара нет паркинга с отреставрированными столетними «Кадиллаками», «Шевроле» и «Бьюиками», в которые дядюшка Атилаайнен вставлял водородные турбомоторы Ванкла и электронику. Уже поколения большая часть исторической продукции автомобильной промышленности Детройта лежит на диких кладбищах Кубы либо попала в рай в Финляндии.
Там вообще нет Карелии.
А есть сенегальская база Иностранного легиона в Аль-Хамме. Третий полк воздушной кавалерии. Море песка, старая касба, что выглядит как осыпающийся песчаный за́мок, ряды бараков, лысые пальмы и баррикады из пенобетона, ощетинившиеся автоматическими пушками: стволы непрестанно движутся, подмигивая глазком датчиков, и нюхают горизонт.
За рядами перестроенных бараков садится медэвак. На корпусе переливаются размытые узоры из бурых, желтых и песочных пикселей. Поставленные совмещенные поля поднимают тучи пустынной пыли, слышно пульсирующее гудение моторов. Группа легионеров в охлаждающих комбинезонах бежит трусцой в сторону столовой, хором поют «Allouette».