Салма Кальк - Барбарелла, или Флорентийская история

Шрифт
Фон

Кальк Салма. RS-11.Барбарелла, или Флорентийская история

Авторское предисловие

Все путешественники, приезжающие в Италию, стремятся посмотреть на сокровища, собранные за века в музеях старинных городов. Античные статуи и египетские рельефы, средневековые иконы и портреты Ренессанса, этрусская бронза и фрески из Помпейвсё это привлекает множество посетителей, как ищущих знания, так и просто любопытствующих.

Но посетители музеев обычно не задумываются о том, как функционируют современные сокровищницы и сколько человеческих усилий нужно для того, чтобы все желающие могли посмотреть на старинные предметы.

Одна из крупнейших коллекций всего хранится в музеях Ватикана. За ней присматривает множество людей, которые систематизируют информацию, строят постоянные экспозиции и временные выставки, принимают посетителей и водят экскурсии.

Но есть и сотрудники, о наличии которых посетители обычно не подозревают.

Его преосвященство Шарль дЭпиналь занимается финансовыми делами музеев Ватикана. В его веденииприобретение новых экспонатов и реставрация уже имеющихся, вопросы приобретения оборудования и реставрационные работы. Для этого нужен немалый штат сотрудникови он подобрал себе отличную команду. Он считает, что для успешной работы сотрудников нужно избавить от бытовых проблем, и предоставляет всем желающим из своего штата отличные служебные квартиры во дворце, где проживает сам, и часть которого отведена под его офис.

Его секретарь отец Варфоломей, священник бенедиктинского ордена и известный искусствовед, неофициально возглавляет реставрационный и искусствоведческий отдел.

Себастьяно Савелли деи Марниглава службы безопасности его высокопреосвященства, военный в отставке, представитель знатного и древнего римского рода (NB: блог о поисках следов фамилии Савелли в современном Риме так и называется«Приглашаю на прогулку по Риму»).

Элоиза де Шатийонведущий аналитик его высокопреосвященства, связанная близким родством с местными аристократами, французскими министрами и бизнесменами из далёкой Сибири (NB: блоги о семье Элоизы, числом два, называются "Элоиза: родственные связи").

Элоиза и Себастьяно, что называется, в отношенияхуже некоторое время, и весь дом с любопытством ждёт развития событий. Чем завершится этот романгромкой свадьбой или же чем-то совсем иным?

Также Элоиза одарена от природы сверхъестественными способностямиэто семейная черта. Так случилось, что коллеги знают об этом и периодически обращаются с просьбамипомочь в решении какого-нибудь вопроса, который невозможно решить обычными методами. Нередко выходит так, что именно способности Элоизы помогают найти верное решение.

Другие сотрудники его высокопреосвященствалюди разные, с какой стороны не посмотри.

Лодовико Сан-Пьетрочеловек из римских низов, сослуживец, заместитель и лучший друг Себастьяно Марни.

Гаэтано Манфредиуже кое-что повидавший, но ещё молодой второй заместитель Себастьяно, находится в вечном поиске счастья и смысла жизни.

Анна Триттиподруга Элоизы, командует хозяйством дворца.

Кьяра Мауриюная особа, спасённая из весьма затруднительной ситуации и оставшаяся во дворце. Она занимается уборкой, присматривает за аквариумами его высокопреосвященства, а также изучает дизайн в университете Сапиенца. Её родители не поддержали желание Кьяры жить самостоятельно, и с некоторых пор Лодовико Сан-Пьетро считает её своей приёмной дочерью.

Франческа Виньолевыпускница университета и сотрудница аналитического отдела. Её туда не так давно привёл её крёстныйсекретарь Элоизы брат Франциск.

Октавио Гамбиноюный и перспективный сотрудник службы безопасности. Также с недавних пор изучает юриспруденцию в университете.

Карло Каэтаниличный помощник Себастьяно Марни, водитель, сослуживец, друг. Он встречается с Джованниной, иначеАстрид Перссон, художником-реставратором.

А ещёнесколько десятков человек, от медицинской службы до главного повара. И эта команда справляется с любыми задачами, которые то и дело возникают как будто сами собой.

Кто сказал, что в музеях скучно? Этот человек никогда не работал ни в одном музее!

* * *

Музей "Вилла Донати" вымышлен целиком и полностью, нов каждой шутке, как говорится, есть доля шутки. Это история о людях и музейных экспонатах, и поверьте музейщику, мистики в этой работе хватает, даже если ты до мозга костей материалист.

Пролог

Vita brevis, ars longa

Посвящаю коллегам по реализации бредового проекта и всем его участникам.

А такжевсем лично знакомым мне музейным экспонатам.

На окраине Флоренции, среди зелёных холмов дремлет под солнцем и видит сны старая вилла. Когда-то дворец был построен знаменитым Пьетро Донати, прозванным Сильным, и много поколений его потомков жили в этих стенах. Именно Пьетро Сильный положил начало коллекции живописи, которая после его смерти продолжала прирастать благодаря следующим владельцам виллы. К XIX веку коллекция Донати считалась одной из самых интересных в итальянских государствах, у неё была особенность: только портреты. Никаких пейзажей, натюрмортов или жанровых картин.

Сначала это были портреты хозяев виллы, их жён, детей, любовниц, иногда доверенных слуг. Картины заказывали разным маститым художникам. Позже стали приобретать и портреты других людей, не членов семьи, авторами которых были известные мастера. И к началу ХХ века вилла фактически превратилась в музей, а хозяева были его первыми хранителями и смотрителями. Разве что посетителей в том музее было немноготолько те, кто удостаивался личного приглашения от кого-либо из членов семьи.

После второй мировой войны членов семьи не осталось, не осталось и дальних родственников. И тогда, согласно завещанию погибшего во время войны Донателло Донати, вилла стала собственностью государства, и в ней был устроен уже официальный музейс залами, хранилищами, реставрационными мастерскими и служебными помещениями.

Ныне это одна из достопримечательностей города, не самая, однако, популярная. Её не осаждают толпы туристов, но в залах нередко можно встретить студентов-художников, изучающих портретную живопись, историков, пишущих о знатных тосканских семействах, и просто безумцев, ищущих вдохновения в старинных полотнах.

Приходите и вы!

(Из рекламного проспекта музея)

Вилла Донатиодин из самых молодых музеев Флоренции. Образован в 1948 году на основе одной из богатейших в Европе частных коллекций портретной живописи. В экспозиции представлены разнообразные полотнаот Тициана до Винтерхальтера, по которым можно составить представление о различных особенностях европейского портрета от позднего Ренессанса до конца XIX века. Кроме того, сама вилла, построенная по чертежам Пьетро "Сильного" Донати в 1574 году, представляет собой прекрасный образец частного жилища этого времени.

Часы работы музея: с 10 до 18, выходной день понедельник.

(Из путеводителя по Флоренции)

Музеиэто особые места.

А те музеи, которые когда-то были чьими-то жилищамитем более.

Там особый запах, особый свет, и даже шаги по паркету или мраморному полу звучат по-особому.

Кто знает, почему так?

Возможно, те, кто был тут с самого начала, кто занимал стены и простенки, на чьих глазах рождались, жили и умирали.

Предметы, ставшие музейными экспонатами, знают многое. Но много ли тех, кто умеет получить от них это сокровенное знание?

01. Музей с чертовщиной

Один из главных известных Элоизе законов жизни формулировался следующим образом: «То густо, то пусто». Ну а поскольку природа не терпит пустоты, то на свободное место тут же должно что-нибудь прийти. Приползти или натечь.

Поэтому её не удивило совсем, когда через сутки после возвращения из отпуска у тёплого моря на аналитический отдел обрушилась куча срочной работы. Эти сутки она всё же проспала, и работа уже не казалась чем-то нереальным.

Три немалых отчётаанализ расходования средств на реставрацию, на закупку экспонатов и на музейный персоналбыли в срок подготовлены и отправились на самый верх. Можно было выдохнуть. Тем более, наступали выходные.

Воскресным днём Элоиза навестила в городе Полину, узнала семейные новостио ней, Валентине и остальных, о Линни, об Анне, обо всех Домениках, рассказала свои.

И как же хорошо было вечером прийти в «сигму», посидеть просто так и обменяться новостями! Оказывается, отец Варфоломей днём вернулся из Флоренции, куда отбыл ещё во вторник по неизвестному Элоизе поводу, а потом запросил к себе туда Лодовико и кое-какую команду поддержки. Элоиза слышала о чём-то таком краем уха, но все мысли её были о работе, поэтому подробностей она не знала. В свою очередь, отец Варфоломей не знал никаких местных новостей. Так что всем было, о чём поговорить.

Карло пришёл с Джованниной, ему удалось извлечь её из мастерской. Лодовико привёл котов, и Элоиза задумаласькто за ними смотрел, когда он был в отъезде? Снова Кьяра? Которая зашла, робко всем улыбнулась и хотела забиться в угол, но была изловлена Лодовико и усажена за столкак подобает. Анна не привела никого. Варфоломей привёл разве что свою особу. А они с Себастьеном просто пришлихоть и с разных сторон.

Один кот облюбовал колени Варфоломея, второй забрался к Элоизе. После этого уже можно было только просить передать то или этогабариты котов не предполагали особой подвижности их носителей.

Случившиеся за несколько дней во дворце события и происшествия были настолько незначительными, что их обсуждение не заняло много времени. Всё, как обычнолюди, жизнь, работа.

 А теперь, дети мои, слушайте повесть о наших похождениях,  Варфоломей протянул Карло бокал, тот плеснул коньяку.  Хотя какая уж там повестьскоро будет роман. Детективный. Себастьяно, ты бывал на Вилле Донати?

 Доводилось пару раз,  кивнул Себастьен,  мы их консультировали года три назад, они полностью меняли систему видеонаблюдения и ещё что-то из этой же темы.

 Ты помнишь Роберто Казолари?

 Их главного хранителя? Ещё бы, впечатляющая персона. Но он уже тогда был если и не дряхл, то изрядно стар. И ведь он умер, так?

 Да, уже год с лишним тому. И с тех пор там, как говорят, неладно.

 В каком смысле неладно?

 Да во всех. Конкретноих новый хранитель пропал бесследно, это не сразу сообразили, и с тех пор несколько в растерянности. Плюс там есть вопросы подлинности некоторых экспонатов.

 Господа, вы все, я вижу, в теме, а я не слишком,  покачала головой Элоиза.  Расскажите с начала. Я правильно понимаю, что речь о флорентийском музее?

 Да, Элоиза, правильно,  кивнул Варфоломей.  Вы там бывали?

 Честно признаться, нет,  покачала она головой.  Но слышала, что это стоит сделать. Вроде бы там неплохая коллекция портретной живописи, тесно связанная с историей семьи и города.

 Угу, была,  хмыкнул Лодовико.  А может, и всё нормально. Нужно выяснять.

 При господине Казолари-то всё было в порядке,  вздохнул Варфоломей.  Но такого специалиста сейчас пойди найди. Это, Элоиза, был профессионал высочайшего класса. Он попал в музей чуть ли не случайно, где-то сразу после войны, и чуть ли не студентом. Вы знаете историю виллы?

 Нет,  покачала она головой.  Рассказывайте.

 Всю историю Донати во Флоренции я вам бы очень долго рассказывал,  усмехнулся Варфоломей.  А если кратковиллу построил в конце шестнадцатого века Пьетро Донати, приблудный венецианец на службе Великого Герцога Тосканского, внук дожа. И вот он-то как раз и начал коллекционировать портреты близких людей и предметы искусства. Изображения жены, детей, любовниц, милые безделушки вроде кубков работы Бенвенуто Челлинибыла там тёмная история об этих кубках и тосканском герцоге. Потомки поддержали, и к началу прошлого века коллекция была очень даже впечатляющая. А потом остался единственный наследник, и он с одной стороны очень даже молодец, потому как спас коллекцию от расхищения в смутные военные годы, но с другой стороныне очень, потому что сподобился погибнуть в бою и предстать перед высшим судом аккурат в сорок пятом году весной. Он, конечно, уходя в армию, успел подсуетиться и завещать коллекцию государству с целью устройства музея, но я считаю, что за такими коллекциями должны смотреть лично заинтересованные в них люди.

Впрочем, коллекции повезло, что в музее случился тот самый Роберто Казолари. Он узнал про картины и прочие предметы всё, что только было можно, и я, честно сказать, не знаю, где он вычитал три четверти того, что знал. В любом случае, общаться с ним по теме было редкое удовольствие. Он знал и особенности написания каждого портрета, и детали биографиии художников, и их моделей, и про семейную историю Донати мог рассказывать часами. Болтали, что он приходил утром на работуи шёл с ними всеми здороваться, а вечером перед уходомшёл и прощался. На момент смерти ему было лет девяносто пять, не меньше. Я рад, что был знаком с ним, и что мы общались. И очень жалею, что его больше нет, потому что после него воцарился хаос.

 Постойте. Вы говоритеглавный хранитель пропал,  принялась выяснять детали Элоиза.

 Именно так. После смерти господина Казолари был объявлен конкурсна замещение должности. Человек двадцать подавали документы, как мне рассказали. Сочли наилучшей и приняли некую англичанку, госпожу Райт, даму молодую, компетентную и амбициозную, её предыдущее место работы было в музее истории искусств в Вене. Она проработала несколько месяцевс весны до осении исчезла. Просто как-то в понедельник не пришла на работу, и никого ни о чём не предупредилани коллег, ни родню, ни квартирного хозяина. Поначалу её искали достаточно тщательно, но не нашли, и сейчас она, конечно, числится в розыске, но местная полиция уже отчаялась. Там предполагают, что её где-то по тихой лишили жизни, а что от неё осталосьприпрятали, и теперь уже нет возможности выяснить, что случилось. Или же сама хорошо спряталась. В общем, есть куча материалов по этому вопросу, нам готовы их, так сказать, дать почитать.

 И что, пришлось новый конкурс объявлять?  поинтересовалась Анна.

 Именно,  кивнул Варфоломей.  С месяц подождали, а потом и объявили. Сейчас там снова молодой и амбициозный, Патрицио Маркони. Чуть за тридцать, местный, успел поработать в Уффици и паре галерей поменьше, но не задирается, как пропавшая госпожа Райт, а смотрит без наглости и говорит вежливо. В общем, с чего меня-то позвали. Есть у них в коллекции портрет, дама из многочисленных Донати. Середина восемнадцатого века, авторРозальба Каррьера. Портрета было два, потому что даму угораздило выйти замуж за английского офицера и укатить, соответственно, в Англию. Один остался дома, второй она забрала с собой. И уважаемый господин Маркони вдруг находит в дальнем ящике стола, в своём кабинете, среди оставшихся от предшественников бумаг, записку, в которой недвусмысленно сказанопроверить на подлинность портрет Джиневры Донати, нужна серьёзная экспертиза, есть большие сомнения в его достоверности. Написано, не поверите, красными чернилами, и не похоже ни на почерк Казолари, ни на руку его сгинувшей преемницы.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги