Милена не задавала глупых вопросов, не настаивала, почему они видятся по только вечерам, вероятно, относя это к своей второй смене и его работе. Он, действительно, работал. Точнее владел фирмой, поэтому два раза в неделю полный день проводил в кабинете с затемнёнными стёклами, подписывая все необходимые бумаги. Подчинённые этому не удивлялись, зная, что босс ещё и художник, целыми днями сидящий в своей студии. Если требовалась срочная подпись, то документ присылали по факсу, в самом крайнем случае привозили. Вид его мастерской никогда не обсуждали: у творческих натур свои заскоки. Тем более, что картины пользовались успехом за рубежом.
Он всегда рисовал. Даже тогда, в юности. И испокон веков его произведения раскупали за огромные деньги. Шли годы, и, помня о том, что человеческая жизнь быстротечна, бессмертный менял имена вместе со стилями письма и жанрами. Но ценность полотен, вместе с его гением оставалась. Они как всегда продолжали пользоваться бешенным успехом.
Забавно, что до сих пор ни один искусствовед не заподозрил в его шедеврах одного и того же автора. Обычно они кричат, что каждый мастер неподражаем и даже в другом стиле будет чувствоваться его манера. Это как подчерк. Напиши правой рукой, левой, да хоть ногойвсё равно по определённым чертам видно, что упражнялся в грамматике один и тот же. Говорят, подчерк отражает характер. Может быть, но Адреана пока никто не засёк. Возможно, это также часть его гения.
Забавно, однако, что Милена, рассматривая однажды у него в студии картины двух знаменитых авторов, сказала:
Знаешь, у меня такое чувство, что их писал один человек.
Почему ты так решила? удивился Адреан, глядя на свои работы.
Не знаю, пожала плечами та. Просто чувствую, и всё. В них обоих какая-то тоска, одиночество и отчаяние.
Это удел всех гениев.
Возможно, грустно согласилась гостья, идя дальше по студии. Но хоть они все и одинаковы в своём отчаянии, их участь могла быть куда лучше, если б те захотели.
Но, возможно, тогда они не были бы гениями, и не создали бы такого.
А они пробовали? обернулась она к вампиру, подходя ближе. Они пробовали?
Думаю, нет.
Страх, спокойно произнесла Милена. Страх мешает жить. Мы боимся что-либо изменить, потому что метаморфозы повлияют на то, что уже имеем. И мы держимся за Своё мёртвой хваткой. А ведь, может быть, именно это и мешает нам взлететь выше, до самых небес. Творчествоэто полёт, а многие таланты сидят на земле, боясь разбиться! И ты тоже.
Адреан вздрогнул. Забавно, но то же самое ему говорил его учительЛеонардо да Винчи. И, чтобы поверить, не ослышался ли, переспросил:
Что?
Тыталантлив, повторила она, но ты сидишь на земле и боишься взлететь, страшишься разбиться.
Мои картины покупают за огромные деньги.
Я знаю, улыбнулась Милена. Но тыптица, сидящая в клетке своих демонов.
Адреан снова содрогнулся. И эти слова ему прежде говорил Леонардо, когда они сидели в саду, пили вино и обсуждали творчество. Учитель был гением и видел потенциал в нём. "Ты боишься высоты, часто повторял он, но самое смешное то, что ты не рождён ползать и пресмыкаться. Твоё местотам!" и он указывал пальцем на небо.
Ты боишься высоты, тихо произнесла Милена.
Адреан обнял её сзади и зарылся носом в пушистые ароматные волосы.
Сколько раз он лазал по деревьям, забирался на самые высокие скалы и крыши и кричал оттуда: " Я не боюсь высоты!" Охотник и сейчас любил сидеть на небоскрёбах, в этом городе выбирал самые высокие здания, видно, в долг старой привычке противоречить, доказывать учителю обратное. Но Леонардо лишь смеялся: "Наверное, я не доживу до того дня, когда ты взлетишь!" "Я стану знаменитым!" схватил его за грудки Адреан. " Станешь, спокойно произнёс гений, но даже тогда твои картины будут лишь палитрой для росписи. Творчествоэто полёт, а твои порывы больше похожи на попытки моей летательной машины взлететь. Ты скачешь по кочкам, а не творишь! Вот тебе облака, вид сверху, чтобы ты не забывал, как выглядит небо. И может быть, когда-нибудь любопытство сделает с тобой то, чего не смог добиться я, и ты сравнишь копию с оригиналом!" И он подарил ученику картину, которую тот прозвал «Манок».
Когда изобрели самолёт, вампир проверил. Всё в точности. "Как ему это удалось?" извечно мучил с тех пор таланта вопрос.
Милена проследила взгляд друга на картину, где были нарисованы облака. Её спутник уже минуту их задумчиво изучал.
Похожи на облака в "Сикстинской Мадонне" Рафаэля, осторожно сказала она.
Похожи, вздохнул Адреан.
Девушка мягко выскользнула из объятий иного и подошла к другой картине.
Тоже облака, улыбнулась она, изучая «Вызов». Только вид снизу. Забавно!
Что именно?
В ней выражен как бы протест вот этой картине, указала она на «Манок». Какой-то странный юношеский протест. Художник словно написал своё небо в ответ на вызов автора тех облаков. Будто говоря: " Да пошёл ты!"
Почему?
Хороший вопрос, одобрила собеседница, гладя раму пейзажа. Только лучше другой.
За что? осторожно предположил вампир.
Уже лучше, улыбнулась она, оборачиваясь к Адреану. Его задевает та картина, раздражает и вместе с тем восхищает. Поэтому он и написал эту, как бы в противовес. Облака вид снизу. Чья она?
Неизвестного автора.
Странно, озадачилась девушка. Я бы подумалатвоя, и она подошла к облакам Леонардо. Старая, восхищённо произнесла ценительница прекрасного, дотрагиваясь до холста. Сколько ей?
Около пятисот.
Леонардо да Винчи? изумлённо выдохнула красавица, сдувая пыль с правого нижнего угла.
Что?
Это жеЛеонардо да Винчи! вскрикнула шокированная Милена. Но я никогда не видела такой картины в современных сборниках!
Почему ты так решила?
Здесь в углу его подпись. Это оригинал!
Ты могла и ошибиться, спокойно заметил вампир. Даже искусствоведы порою не могут установить её подлинности, особенно если автор меняет привычки.
Ты её кому-нибудь показывал?
Нет.
Почему?
Потому что это, действительно, он.
Откуда полотно у тебя?
Семейная реликвия.
Теперь ясно.
Что? встревожено спросил Адреан.
Откуда у меня то странное чувство, будто эта картина написана для тебя.
Вампир застыл на месте.
А что ещё ты чувствуешь? осторожно осведомился он.
Здесь? переспросила Мил, окидывая взглядом студию.
Да.
Меня восхищает то, что в этой мастерской вместе с твоими набросками присутствуют также полотна великих художников. Они размещены с уважением, трепетом, благоговением и даже любовью. Это почти нонсенс. Потому что ты относишься к ним не как к учебному макету или конкуренту, а как к шедевру искусства и безгранично ценишь творцов. Но самое интересное то, что у меня создаётся ощущение, будто все эти картиныживые и разговаривают друг с другом уже много сотен лет. И от этого такое чувство, будто ты знал в лицо всех их авторов.
Это было правдой. Но вампир стоял и не мог понять, откуда у простой девушки такой талант читать его прошлое.
Такое ощущение, что ты не раз и не два беседовал с ними и даже дружил.
Мне двадцать пять, а половина из них уже давно в могиле, усмехнулся Адреан.
Вот это-то и странно, кивнула его спутница и пошла дальше. А этот «Крик» Мунка так похож на тебя. Я бы сказала, это тоже твоя работа.
Вампир криво улыбнулся, следя за передвижением гостьи. Такое чувство, будто он впустил в свою лабораторию медиума. Неужели влюблённые люди способны так глубоко и тонко чувствовать друг друга?
Чья это картина? указала Милена на милый деревенский пейзаж.
Это была его работа. В данной деревушке между холмами он жил, когда был ещё учеником Леонардо. Они часто там творили. Именно в том месте юноша и набирал силу, изучал звуки земли. Как говорил наставник: "Расправлял крылья!" К сожалению, не взлетел, но провёл самые счастливые годы в своей короткой жизни. И однажды покидая, он написал её с одного из холмов.
Только не говори: "Неизвестного автора!" осторожно перебила его молчание девушка.
А как ты считаешь?
Кто-то из Тройки. Я так называю великих гениев: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля Санти.
Искусствоведы того же мнения.
Но ты-то знаешь ответ! лукаво улыбнулась Милена, хитро глядя на художника.
Не понял! возмутился парень.
У меня такое чувство, что тебе он известен. В этой студии нет незнакомых тебе авторов. Их могут не ведать другие, но не ты.
А не слишком ли ты много всего чувствуешь? подошёл к ней Адреан, опуская руки на талию, и наклоняясь вперёд. И через несколько минут, отрывая свои губы от её, спросил:Это чувствуешь?
Почувствовала, шёпотом поправила она, всё ещё не раскрывая глаз. У тебя была классическая школа.
Что?!
Сюрреализм, абстракционизм, кубизм и прочеемишура, у тебя была не современная, а древняя классическая школа! вдруг прошептала Милена, сама не зная почему.
Адреан снова вздрогнул и изучающе посмотрел на неё.
И это потрясающе! прошептала та.
Почему ты так решила?
Я вижу по твоим картинам!
По каким? ехидно уточнил художник, обводя рукой холсты.
Все земныетвои, тихо прошептала девушка.
"Земные! с разочарованием выдохнул да Винчи. Я всегда узнаю тебя по холсту, как ни прячься! Ты можешь сменить стиль, графику, но не душу!"
Они прекрасны до слёз! положила руки ему на грудь Милена и взглянула в остекленевшие глаза.
"Они все прекрасны до слёз! положил тогда ему на плечи свои руки гений. Но им нужен воздух! Полёт! Ты талантлив, безумно талантлив, мальчик! Ты рождён в творчестве! В тебе течёт кровь гениев, и ты когда-нибудь тоже станешь гением. А пока тыптенец, который сидит на земле в гнезде, пока твои родители летают. Взлети! Прошу тебя! Когда ты взлетишь, то перешагнёшь даже их! Не бойся!"
Эй! вырвала его из оцепенения Милена. Что с тобой?
Иди к мольберту, тихо сказал Адреан.
Девушка внимательно посмотрела на любимого и подошла к чистому холсту.
Возьми в руки кисть и палитру, со странной дрожью в голосе сказал Адреан. Он сам не знал, чего больше бояться подтверждения или провала своей странной, немного бредовой идеи. Рисуй.
Ты хочешь, чтобы я оставила на таком ценном материале свои каракули?
Брось! Не смей так себя унижать!
Но я редко рисую.
И что? Я хочу, чтобы ты нарисовала что-нибудь для меня.
Что?
Что хочешь.
Она робко улыбнулась и осторожно взялась за тонкую кисточку.
Адреан сел рядом. Его всё ещё била странная дрожь. Стоило прожить несколько столетий, чтобы снова услышать эти слова!!! Совпадение? Или что-то иное? " Чушь! Скорее, просто случайность! А если, нет? Что тогда? Что это? И чего он хочет от меня?! Я живу, творю, и почитаем! Получаю приличные деньги! Чего ещё надо?"
Ответ пришёл в голову сам, стоило вампиру взглянуть на подарок учителя. Облака сверху. Леонардо всегда хотел, чтобы он взлетел. Сколько наставник бился над этим, сколько раз мучил Адреана. "Взлети, взлети, взлети!!!" "Неужели это и после смерти не даёт преподавателю покоя? Но почему?" " Учителя всегда беспокоит участь учеников, сказал однажды после очередных перепалок да Винчи, я не имею права лезть в твою жизнь, здесь ты справедлив, но, мальчик, тыалмаз, а ятвой огранщик, и меня всегда будет заботить, что с тобою станет и кто из тебя вырастет. У меня душа болит при мысли, что ты можешь загубить свой талант, поэтому прости назойливого старика и подари ему своё снисхождение".
"Да, он был великим человеком. Сколько жизни, сколько страсти! Какая безграничная тяга к знаниям! Он пытался вылепить меня по своему образу и подобию, но одновременно воспитывал индивидуальность и неповторимость. Тайный ученик Леонардо да Винчи. Меня редко кто видел с ним. Сохранились ли какие-нибудь свидетельства в истории? Возможно, где-то вскользь и говорится. Ладно, вернёмся к Милене. Почему она его «волеизъявитель»? Что у них общего?"
И следующее воспоминание заставило его грустно улыбнуться. Как ни парадоксально, но именно с этим человеком он был счастлив. С ним связаны его самые лучшие воспоминания.
Адреан родился в Италии. Кем были его родителинеизвестно. Однажды будущий учитель подобрал его на дороге, заметив, как мальчик рисует палочкой на песке лошадей, пасущихся на лугу. "Пойдём со мной, милый, ласково произнёс идущий в деревню незнакомец, кладя свою руку на плечо ребёнку. Пусть ты ещё зародыш, но я сделаю из тебя толк!" "Кто вы? спросил тогда маленький художник, сбрасывая чужую ладонь. Я вас не знаю" "А в тебе есть характер! восторженно присвистнул маэстро. Это хорошо! Я Леонардо да Винчи, а ты кто?" "А ябудущая звезда!" гордо произнёс мальчуган. "Это тоже хорошо, улыбнулся виртуоз, Отведи-ка меня к своим родителям". "Их нет, тихо ответило дитя. Папы я никогда не видел, а мама недавно умерла" "Как её звали?", чего-то вдруг с тревогой спросил мастер. «Фелица». Почему-то тогда лицо учителя на минуту помрачнело. "Иди со мной, мальчик, тихо сказал он. Ты будешь жить у меня" Этих фактов никто не знает. История вообще покрыта белыми дырами, просто другие сего не замечают.
Иной внимательно посмотрел на Милену. Уж, не да Винчи ли она реинкорнация? Они, действительно, чем-то похожи. Та же энергия, та же воля и любовь к жизни, тот же огонь.
Адреан встал и заглянул через плечо девушки.
Что-нибудь случилось? обеспокоено повернулась она к остолбеневшему другу.
Носферату ничего не ответил. Только смотрел остекленевшим взглядом на пушистые золотистые облака. Вид сверху.
Эй! осторожно тронула она его за плечо. Очнись!
"Да очнись же ты, наконец! ВЗЛЕТИ НАД ЭТОЙ ГРЕШНОЙ ЗЕМЛЁЙ!" прозвучали в мозгу слова учителя.
Как?! вдруг схватил испуганную девушку за плечи художник. КАК мне это СДЕЛАТЬ?! Я бился как рыба об лёд! Я искал! тряся её, истерично закричал бессмертный. Я пытался! Но всё бесполезно! Я из кожи вон лез! Но я не могу, не могу, слышишь?! Взлететь с этой земли! Я не могу оторваться! Я не знаю как! и он пнул в бешенстве столик с красками. Я ХОЧУ! ХОЧУ ЛЕТАТЬ, НО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ! НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, СЛЫШИШЬ! он схватил табуретку и метнул в свою свежую картину.
НЕТ!!!!! бросилась вперёд Милена. Не смей! Слышишь?! Не трогай свои работы!