Анна КнязеваКопье чужой судьбы
© Князева А., 2014
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014
По коридору отеля «Рикс» катилась тележка, груженная мылом, шампунем и туалетной бумагой. Ее толкала тетка лет сорока, одетая в темное платье и белый фартук. Колеса тележки чуть слышно поскрипывали, отчего складывалось обманчивое впечатление, будто над головой порхает лесная птаха.
Навстречу первой шла еще одна горничнаятолько помоложе. В семь сорок утра они встретились у номера триста пять.
Не стучалась? спросила молодая.
Рано, сказала сорокалетняя.
Администратор шепнула, что он сегодня съезжает.
Фанатик. Таких, как он, еще поискать.
Педант. Молодая слабо толкнула дверь:Да здесь открыто
Съехал, ей-богу, съехал, сорокалетняя зашла в номер.
Молодая направилась дальше по коридору, однако далеко не ушла. Поравнявшись с лифтом, она услышала пронзительный крик.
Глава 1Рисунок Б18
Полина Сергеевна, подождите!
Свирская замедлила шаг, обернулась.
Не помните меня? Мужчина чуть запыхался. Кириченко Алексей Григорьевич Кириченко, заместитель директора. Мы с вами на совещании виделись. Ведь я не ошибся: Полина Сергеевна Свирская? Работаете в отделе экспертизы с акварелями середины прошлого века.
Конечно, я помню
В ее голосе не было уверенности, тем не менее Кириченко продолжил:
Я про те акварели, что нашли в чемодане. Авторство установлено?
Нет
Стало быть, в фонды они не попадут?
Полина взглянула на папку, что держала в руках.
Думаюнет. При ближайшем рассмотренииработы весьма посредственные. Вы видели эти рисунки?
Некоторые, сказал Кириченко.
И как они вам?
Производят сильное впечатление, есть безмятежность и много воздуха.
Это дело индивидуального восприятия. Экспертиза окончена. Полина взмахнула папкой. Сегодня сдаю в хранилище. Думаю, в скором времени они окажутся в каком-нибудь районном музее.
Говорят, будто бы среди них есть рисунок
Она его перебила:
Пока это только предположение.
Неужели Малевич? на выдохе спросил Кириченко.
Возможно, его неизвестный рисунок. С ним будут работать отдельно.
Вот это находка!
Полина вежливо улыбнулась.
Мне нужно идти. Еще вчера должна была сдать их в хранилище
Она прошла по коридору, потом спустилась в подвальное помещение, миновала тамбур, обеспечивающий постоянную температуру в хранилище галереи.
Вот. Полина положила на стол картонную папку. Сдаю. Свирская, отдел экспертиз.
Хранительница заглянула в компьютер и, отыскав учетную запись, спросила:
Все ли на месте?
Конечно. Зачем спрашивать, если все равно проверять будете?
Привычка. Хранительница раскрыла папку. Кажется, вы недавно у нас работаете?
Полгода.
И как?
Пока нравится.
Вот и хорошо. Хранительница перевернула страницу. Долго вас не задержу Сейчас-сейчас Она вдруг замерла, потом подняла глаза.
Что? спросила Полина.
Где рисунок Б18?
Полина улыбнулась.
Вы шутите? Онтам.
Взгляните сами. Хранительница повернула к ней раскрытую папку. Полина увидела пустой лист картона, на котором прежде была закреплена акварель.
Рисунок был здесь, сказала она тихо.
А теперь его нет, заключила хранительница и потянулась за телефоном.
Глава 2Человек в сером на фоне гор
В кабинете директора галереи Полина оказалась впервые, и этот раз мог быть последним.
Альберт Иванович Варовский сидел в резном кресле, украшенном позолотой. Седые волосы зачесаны на пробор, на костистом носуочки в тонкой оправе. Спиначрезвычайно прямая, надменное выражение лица.
Рядом стоял крупный мужчина, начальник службы безопасностиполная противоположность Варовскому. Ширококостный, с пухлыми щеками и глубоко посаженными глазами, которые в упор сверлили «подследственную».
Не в ваших интересах что-либо скрывать, заявил он.
А я ничего не скрываю, ответила Полина.
Куда делся рисунок?
Еще вчера он был на месте.
Сегодня вы его видели?
Сегодня? Полина пожала плечами. Кажется Она улыбнулась не к месту:Конечно, ярастяпа. Не думала, что из моего кабинета, из сейфа, что-то может пропасть.
Это «что-то» принадлежит не вам лично. И вы должны были обеспечить его сохранность.
Юрий Николаевич, одну минуту. Варовский поднялся с кресла и подошел к режимнику. Я могу поговорить с Полиной Сергеевной наедине?
Мне выйти? спросил тот.
Прошу вас
Начальник службы безопасности скрылся за дверью. Варовский мягко прошел по ковру и опустился на стул рядом с Полиной.
Потеря может оказаться невосполнимой. Он сделал паузу, во время которой снял очки и протер их платком. Если верить предварительной экспертизерисунок Б18 может принадлежать кисти Малевича
Я не брала его.
Может, знаете, кто взял?
Нет.
Мне бы не хотелось предавать дело огласке и уж тем более привлекать полицию. Он сунул платок в нагрудный карман и аккуратно расправил его кончик. Подозреваете кого-нибудь из коллег?
В голосе прозвучали нотки сочувствия, однако Полина насторожилась:
Я не могу никого обвинять. Может быть, видеонаблюдение
Варовский ее прервал:
Вам известно, что в административном крыле здания видеонаблюдение ограничено. Вспомните, когда в последний раз видели рисунок Малевича.
Предположительно
Что? Не расслышав, Варовский склонил голову.
Предположительно рисунок Малевича, повторила Полина.
Не в этом дело, в голосе директора послышалось раздражение. Вспомните, кто заходил в ваш кабинет.
Видите ли, я недавно работаю в галерее
Мне это известно, заметил Варовский.
и мало кого знаю, продолжала Полина.
Нет. Он забарабанил сухими пальцами по столешнице. Вы не поняли. Я задал прямой вопрос и жду откровенности.
Альберт Иванович, я не знаю, куда делся рисунок.
Варовский надел очки и строго взглянул на Полину.
Кажется, вы не осознаете, что можете потерять не только работу.
Я ничего не крала, не говорите со мной как с воровкой.
Выдержав долгую паузу, Варовский поднялся со стула:
Надеюсь, никто не упрекнет меня в том, что я не хотел вам помочь.
В эту минуту раздался стук, и в кабинет заглянул начальник службы безопасности:
Альберт Иванович
Что?
Здесь из прокуратуры.
Варовский обернулся и развел руками:
Ну, вот. Он открыл дверь справа и сказал, обращаясь к Полине, но не глядя ей в глаза:Пройдите в соседнюю комнату. Когда будет нужно, вас пригласят.
Полина молча вошла в дверь, и та за ней затворилась. Варовский обернулся:
Прошу.
Вслед за Юрием Николаевичем в кабинете появился мужчина лет сорока, крепкого телосложения, по-спортивному подобранный.
Варовский посмотрел на него с недоверием.
Позвольте ваше удостоверение.
Мужчина усмехнулся, достал из кармана «корочки». Варовский взял их, прошел к столу, опустился в кресло. В следующие пять минут он старательно переписывал данные удостоверения в свой блокнот.
Не дождавшись приглашения, следователь сел. Варовский поднял глаза и будто нехотя вернул ему удостоверение.
Альберт Иванович Варовский, директор галереи, с достоинством представился он.
Старший следователь по особо важным делам Следственного комитета. Фамилию вы только что записали. Не будем терять времени. Что случилось?
Полгода назад в нашу галерею доставили чемодан. Его нашли на чердаке старого дома. В чемодане лежало несколько десятков акварельных рисунков. В соответствии с регламентом их передали в отдел экспертиз. Этим утром выяснилось, что один из рисунков пропал. Из-за преступной халатности сотрудницы мы потеряли большую ценность.
Вы считаете, что она украла рисунок?
Уверен. На службу поступила недавно. Это был ее первый проект. В случайности я не верю.
Что еще подтверждает ее вину?
Варовский нетерпеливо забарабанил пальцами по столу.
Видите ли Пропал рисунок Малевича.
Следователь напрягся и уточнил:
Того самого?..
Да. Всем известна его картина «Черный квадрат». Теперь вы понимаете, сколько может стоить такой раритет. Это позорное пятно на репутации галереи. Придется проводить тотальную инвентаризацию фондов.