Попов Валерий Георгиевич - Что посеешь...

Шрифт
Фон

Валерий Попов и его герои

Герои Валерия Поповаобыкновенные мальчишки, которых можно встретить в любой школе, на любом дворе. Стремление к неизведанному, активное отношение к жизнивот что привлекает в них. «Мы ленивы и нелюбопытны»эту фразу герой книги повторяет каждый раз, когда хочет подзадорить ребят, вызвать у них стремление бороться и искать, потому что он, как и писатель Валерий Попов, более всего не приемлет равнодушия.

Первая взрослая книга В. Попова «Южнее, чем прежде» вышла в 1969 году, когда ему исполнилось тридцать лет. В 1963 году он окончил Ленинградский электротехнический институт имени В. И. Ульянова-Ленина. Как специалист, электрофизик, он много ездил по стране. Впечатления от этих поездок, встреч с людьми и вошли в эту книгу. В 1970 году вышла книга рассказов для детей «Все мы не красавцы». Пять лет спустя также в детском издательстве выходят рассказы о телевидении «Ти-Ви», затем «Похождения двух горемык» (1978), «Кубик, который чуть не потерялся» (1980), «Нас ждут» (1984).

Став профессиональным писателем, В. Попов много работает в детском кинематографе. В 1971 году он поступает и затем успешно заканчивает сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.

Уже в первой книге для детей проявилось своеобразие видения мира В. Попова, характеров людей. Вот как он представляет своего героя:

«Почему-то считается, что мальчишки должны быть сорванцами. А я был другим. Я не лазил через заборы. Не бил стёкол на переменах. Я был потенциальным ябедой. Каждый четверг по дороге домой меня окружали мои одноклассники. Они били меня портфелями, в которых лежали пеналы. Я приходил домой и шёл к бабушке. Она рассказывала мне свои странные истории. В них не было богатырей, без разбору отрубающих головы. В них действовали какие-то чудики, во всём находившие смешное...

В очередной четверг я стоял в тупике, а у выхода из него собрались кружком мои мучители. И вдруг я заметил, как смешно у них торчат вешалки. Почти у всех. Смеющегося человека бить очень трудно. Озадаченные одноклассники разошлись».

Персонажи В. Попова неистощимы на выдумки, из-за своих фантазий часто попадают в комические положения. Писатель слегка преувеличивает особенности их характера, чудаковатость, и это сразу выделяет их, делает запоминающимися.

Лирическим героем многих детских книг В. Попова, от имени которого ведётся повествование, является Саша Горохов. Саша растёт от книги к книге, всё больше узнаёт об окружающем мире, но самое важноетот нравственный багаж, который он накапливает. Честное отношение к труду, мастерское владение своим деломвот что одинаково необходимо в любой профессии.

Иногда приходится слышать разговоры ребят о том, что, мол, в наш век все важнейшие научные открытия уже сделаны, величайшие вершины покорены, белых пятен на земле не осталось,следовательно, делать нечего, можно и на диване всласть поваляться, и в подъездах с магнитофоном «побалдеть». Против этого убеждения и выступает В. Попов в повести «Тёмная комната». Её герои увлечены вполне современными научно-фантастическими идеями. А за открытиями им не приходится далеко ходить: они находят неизвестный подземный ход в подвале своего дома, построенного ещё в девятнадцатом веке. Пустующая тёмная комната в квартире Гаги Смирнова представляется им то чёрной дырой, которая втягивает людей, перемещая их в пространстве и времени, то местом контактов с «внеземными цивилизациями». Остров на задворках кажется необитаемым.

Не беда, что и тёмная комната, и кочегарка, и остров обретают впоследствии свою вполне объяснимую историю,важен не результат, а путь к открытию. А открытие они всё-таки совершают: тёмная комната таит в себе эхо войны.

Валерий Попов мастерски владеет юмористической палитрой: он мягко посмеивается над незадачливыми искателями приключений в «Похождениях двух горемык», создаёт остроумную пародию на шпионскую литературу («Случай на молочном заводе»), которую так любят некоторые ребята. Но его смех становится более жёстким, когда он рассказывает о Дзынемальчике, поражённом душевной ленью и равнодушием («Превратись во что хочешь»). Писатель прибегает к жанру сказки. Его Дзыня похож на Емелю («По щучьему велению»), но, обладая сказочными возможностями, он не способен ничего создать, только потребляет.

«Что посеешь...»повесть об известном учёном-селекционере, лауреате Государственной премии Георгии Ивановиче Попове. В основе её судьба отца писателя, прошедшего нелёгкий путь от голодного деревенского мальчишки до крупного учёного, занимающегося выведением новых сортов ржи. И опять вспоминается фраза, которую мы привели в начале. В самом деле, как мало знаем мы о простом, ежедневно потребляемом нами продуктечёрном хлебе. Сколько загадок таит в себе древняя наука о хлебопашестве, занимающаяся сегодня изучением генной инженерии, выведением новых сортов зерновых культур. Рассказ о научных достижениях захватывающе интересен, полон драматизма, но за открытиями В. Попов не забывает о человеке, создавая яркий, незаурядный характер учёного, с его жизнелюбием и упорством, радостью познания нового. Он не предаётся отчаянию при неудачах и не обольщается лёгкими успехами. Он призывает повнимательнее оглядеться вокруг и вступить на неизведанный путь, где вас обязательно ждут новые открытия и обретения.

Г. Антонова

ДЕД, С ИГОЛОЧКИ ОДЕТ 

Я сидел вечером дома: надо было кое над чем подумать. Неожиданно звякнул звонок. Я удивился: у родителей были свои ключи, из друзей я никого не ждалсо всеми установились достаточно прохладные отношения. Я даже немножко испугалсякто же это?но всё же взял себя в руки, открыл дверь. На площадке стоял дед с обычным своим выражением лица: щёки глубоко втянуты, глаза, наоборот, задумчиво вытаращены, голова вопросительно повёрнута слегка вбок. Увидев меня, дед в знак приветствия ещё подвытаращил глаза, потом кивнул и молча вошёл.

Он повесил тяжёлое своё пальто, обвисшую бывшую тёмно-зелёную шляпу, снял галоши (меня, честно говоря, слегка коробила эта допотопная его привычканосить галоши, но что поделаешь: дед!). Я слегка удивился: где он так сумел измазать галоши глиной? Хоть он жил и работал за городом, всё равно в таких галошах раньше не приезжал.

Один?проговорил он.

Так точно!отрапортовал я. У нас с ним давно уже выработалась привычка разговаривать слегка насмешливо.Прошу!Я показал рукой на кухню (у меня в комнате были разложены кое-какие бумаги, если честно говоритьстихи, я и не хотел, чтобы дед их читал).

Дед, кряхтя, болезненно сморщившись, придерживая поясницу, побрёл. Я посмотрел ему вслед, потом на пальто и галоши в прихожей. «Дед... с иголочки одет!»едва заметно усмехнувшись, подумал я.

Я вошёл за ним на кухню.

Ну, что нового?всё ещё продолжая морщиться, проговорил он.

Всё нормально!как обычно, ответил я.Всё хорошо!

Что хорошего-то?недоверчиво проговорил он.

Всё!бодро ответил я.

А!Ещё сильнее сморщившись, он махнул рукой.Мне кажется, ваше поколение мало на что способно!

Ну почему прямо уж так?Я засмеялся.Ну, хочешь, отличный кофе тебе сварю? Наверняка никогда такого не пил! Недавно научился!

Я вскипятил в специальном кувшинчике с длинной ручкою воду, одновременно размолол горсть коричневых зёрен в кофемолкеразнёсся удивительный запах,потом соединил воду и размолотые зёрна, поставил кувшинчик на газ и, как только поднялась пена, сразу снял кофе и разлил в чашечки.

Ну и что?разглядывая густой, почти не льющийся, а тянущийся напиток (высший класс!), недоверчиво проговорил дед.Это надо пить?

Я слегка обиженно пожал плечом: многие мечтают о таком кофе, а он! Дед недоверчиво сделал маленький глоток. Мы некоторое время молчали.

А я сейчас с кладбища еду!вдруг, снова болезненно сморщившись, проговорил он.

А что там было?испугался я (вот откуда такие грязные галоши!).

ДаГалю Тарасову хоронили!вздохнул он.Помнишь, может, на станции профессор Тарасова была?

Помню... кажется,пробормотал я.

Вот...произнёс дед и вдруг печально усмехнулся.Я специально потом остался там, походил. Хоть посмотрю, думаю, что и как: ведь, когда самого привезут, не увижу ничего.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке