Маров, острить будешь потом,Ваня понимает, что не надо даже и замечать-то Володьку, не то что вступать в разговоры с ним, но не может сдержатьсястарается тоже укусить соперника.Мы получили из области пьесу. Пьесу написал наш областной автор. Мы должны ее отрепетировать и показать на областном смотре. Острит, Маров, тот, кто острит последним.
Ослит,поправляет Володька.
Вот именно. Надо сначала отрепетировать пьесу, а потом будем острить и смеяться...
Как дети, среди упорной борьбы и труда...
Перестань!сердито прерывает Вера.Про что пьеса, Ваня? Женские роли есть?
Пьеса из колхозной жизни, бьет по...Ваня заглянул в аннотацию.Бьет по частнособственническим интересам. Автор сам вышел из народной гущи, хорошо знает современную колхозную деревню, ее быт и нравы. Слово его крепко, как... дуга.
Как этоиз гущи?спросил Васька Ермилов, по общему мнению, дураковатый парень, любитель выпить, тоже шофер, дружок Володьки. Володька привлек его с собой в самодеятельность, чтобы не скучно было. Васька, глядя на своего дружка, понял так, что здесь надо вовсю острить и подсмеиваться.Он что, алкаш?
Вася, помолчи, ради бога!Вера гневно смотрит на Ваську.
Но я недопонимаю: как этовышел из гущи? Гущаэто когда пива на донышке остается...
Кто про что, а вшивый все про баню,заметил один женатый мужик, который от семьиот детей!бегал репетировать пьески.
А ты понимаешь?
Из гущизначит, из низов, из простонародья.
Простонародья теперь нет. Из рядовых колхозников,поправил Ваня.
Так бы и писали,ворчит Васька. Он совсем не умеет шутить.
Я бы сказал так,не унимается женатый мужик,из трудового крестьянства.
Ходил еще в самодеятельность один старик, Елистратыч, вечный шут. Он среди молодых считался специалистом по вопросам старины, и все, что в пьесах касалось крестьянства, коллективизации, например,прямо касалось его: он по сей день жалел, например, что многих и многих в селе не раскулачили тогда, в тридцатом году. Когда сказали «крестьянство», Елистратыч встрепенулся.
Крестьян теперь тоже нетколхозники (он говорил: кольхозники).
Ваня, женские роли есть?спросила нетерпеливая Вера.
Помолчите, товарищи!строговато сказал Ваня.Я сейчас коротко расскажу содержание пьесы, и вам станет все понятно. В колхоз из армии возвращается хороший парень Иван Петров. Сначала он...Ваня читает предисловие,активно включается в трудовую жизнь колхозного крестьянства...
Пожалуйста: колхозного крестьянства!воскликнул женатик.
Трудовоготоже можно говорить. Колхозное крестьянствоэто и есть трудовое. Продолжаю: активно включается в трудовую жизнь, но затем женится... Есть, как видите, женщины. Иначе, на ком же он женится?
А может, он этот... как их?подает голос Васька.
Ну дайте же послушать-то!взмолилась Вера.Идиоты, честное слово. Еще же ничего не ясно.
Я предлагаю так,поднялся женатик,кто вякнет не по существу, того выводить.
Ты эти замашки брось,советует Володька.Мы же не в отделении милиции.
Женатик чего-то вдруг рассмеялся.
А я же и не говорю, чтоприводить. Я говорю: вы-во-дить.
Ваня, продолжай.
Он женится и попадает под влияние тестя и тещи, а потом и жены: становится стяжателем. Начинает строить себе дом, обносит его высоким забором... Пьеса называется «Крыша» над головой». Крышавзято в кавычки, потому что дом большойэто уже не крыша. Ивану делают замечаниечтобы он поумерился. Иван отговаривается материальным стимулированием, скрывая под этим чисто кулацкие взгляды...
А отец с матрей его живые?встрепенулся опять Елистратыч.
Всех удивляет: откуда в нем это? Его продергивают в стенгазете, молодежь из самодеятельности сложила о нем обличительные частушки... То, что я и предлагал сделать с Ивановым, но меня не поддержали.
Ивановтрудяга.
А этот? Вопрос: в чью пользу трудяга? В общем, озорные девчата исполняли эти частушки с клубной сцены; в залевеселая реакция. Но Иван не унимается. Тогда его разбирают на колхозном собрании. Один за другим на трибуну поднимаются колхозные активисты, бывшие товарищи Ивана, пожилые колхозникисуд их суров, но справедлив. Все разъясняют Ивану, что он, возводя над собой так называемую крышу, тем самым отгораживается от коллектива... То есть, под крышей надо понимать забор. Крышатирезабор. Это понятно?
А какую позицию занимает жена?это все Вера.
Там же сказано: действовали совместно,сказал женатик.Групповая.
Елистратыч вспомнил народную мудрость:
Муж да женаодна сатана.
Она тоже присутствует на собрании?
И только тут, на собрании,продолжает Ваня,Иван осознает, в какое болото затащили его тесть с тещей. Он срывается и бежит к недостроенному дому... Дом уже он подвел под крышу. Он подбегает к дому, трясущимися руками достает спички...Ваня понизил голос, помолчал... И дал:Иподжигает дом!
Никто не ждал этого.
Как?
Сам?
Он что?..
Эт-то он... А пожарка в деревне есть?
Вера потрясена пьесой.
Это трагедия, да? Вань?
Если не трагедия, то... во всяком случае, социальная драма.
А мы чего-нибудь будем жечь?интересуется один любитель пиротехники.
Да, товарищи,продолжает довольный Ваня,он сам поджигает дом, который сам, собственными руками рубил в неурочное время.
Дом-то сгорел?спрашивает Володька, задетый за живое Ваниным торжеством. Ему не верится, чтобы в современной пьесе сгорел дом.
Когда дело-то происходит?женатик тоже не понимает, как этодом поджигает.Летом?
Спокойно, спокойно,говорит артист Ваня.Он поджигает дом, но колхозники... Тут самый накал пьесы. Развязка. Обратите внимание, как автор подходит к финалурезкими мазками! Иван срывается с места и с криком «Подонки! Куда они меня завели?!» выбегает с собрания. Жена...
Он же уже выбежал.
Жена бросается за ним.
Он же уже выбежал!
Через некоторое время бледная жена прибегает на собрание... В это время собрание перешло к другому вопросу. Жена врывается на собрание и кричит срывающимся голосом: «Скорее! Он поджег дом!». Колхозники срываются с места и бегут к новому дому. Один старик... Здесь мы будем отталкиваться от деда Щукаря. Этот старик бежит совсем в другую сторонук дому тестя Ивана. И кричит за кулисами: «Вы горите или нет?!» Это уже элемент трагикомедии. Мы всю пьесу будем решать в трагикомическом ключе.
Но дом-то сгорел?опять спрашивает Володька.
Дом спасают колхозники. Ивану объяснили, что дом пойдет под колхозные ясли. Иван сам принимает участие в тушении пожара и все повторяет: «Подонки! Куда они меня завели!»
Это про кого он?не понял Васька.
О, боже мой! Да про тестя с тещей, неужели непонятно?
Сильная пьеса!
И все? Конец?спрашивает Володька.
В конце Иван, смущенный, но счастливый, подписывает вместе с другими парнями и девчатами обязательство: сдать ясли к Новому году.
А где он жить будет?это Володька.
Поживет пока у тестя...начал было Ваня, но, спохватился: герой только что крыл тестя и тещу «подонками».Найдет, где жить.
Где?
А тебя что, не устраивает идея пьесы?
Идея-то меня устраивает. Я спрашиваю, где он жить будет?
А по-моему, тебя сама идея не устраивает.
Ты мне политику не шей. Я спрашиваю, где он жить будет?
Женатику надоели эти пререкания двух ухажеров.
Допустим, он себе еще домик срубитпоменьше. Доволен?
На какие же такие деньги: один дом рубит, другой?..
Другойэто уже за кадром,резко сказал Ваня.Другой нас уже не интересует. Перед намипьеса, и надо относиться к ней профессионально. Но, по-моему, тебя и первый дом не устраивает...
На первое время к тестю пойдет,сказал женатик.
Да не пойдет он к тестю!взорвался Васька.Вы что? У них после этого ругань пойдет несусветная. Ведь он же помогал ему рубить дом? Тесть-то? Откуда у солдата деньги? Тесть помогал... А зятьто хотел спалить этот дом, то под ясли отдал. И что, тесть после этого скажет ему: «Спасибо тебе, зятек?»