Грир Джон Майкл.Тайны Утраченного символа: путеводитель по тайным обществам, скрытым знакам и мистике
Предисловие
Хотя роман «Утраченный символ» Дэна Браунахудожественное произведение, основанное на вымысле, автор включил в свою книгу много реально существующих понятий, особенно в области оккультных знаний. К слову, «оккультный» в переводе с латыни означает всего лишь «скрытый» или «тайный». Но как читателю распознать, где правда, а где выдумка, особенно в такой загадочной книге, как «Утраченный символ»?
Этот «путеводитель» призван помочь добраться до истины и разобраться в скрытых знаниях, о которых пишет Дэн Браун. «Тайны Утраченного символа"»это справочник, оформленный в виде энциклопедических статей, который можно рассматривать как дополнение к роману (тем, кто еще не читал Утраченный символ", можно не волноваться, спойлеров не будет!). В качестве бонуса в эту книгу включены некоторые дополнительные оккультные понятия, о которых Дэн Браун только намекает в своей работе.
A
Ars Notoria
F
Fama Fraternitatis
(лат. «Слава братства»)
Краткое название первого манифеста розенкрейцеров ().
А
АГЛА
Каббалистическое божественное Имя, образованное нотариконом из еврейского предложения Атех Гибор Ле-олам, Адонай («Могущественный Ты во веки веков, Господь»). Оно широко использовалось в средневековой церемониальной магии как слово, наделявшее властью над демонами.
Адепт
(лат. adeptus«полученный»)
В большинстве систем западной оккультной мысли это титул или степень, которая присуждается продвинутым ученикам, изучающим магию, алхимию и другие оккультные предметы. В алхимической науке адептами считались только те, кто мог создать Философский камень. В современной церемониальной магии титул обычно присуждается тем, кто проник за Завесу Святилища и вступил в контакт со своим Высшим Гением или Святым Ангелом-Хранителем.
Со временем возникло некоторое замешательство при использовании этого слова. Дело в том, что слово «адепт» применялось в оккультных ложах в качестве степени посвящения. Но те, кто прошел через ритуал этой степени, могли не получить нужный духовный опыт, который она представляет. В результате термин вышел из употребления во многих магических сообществах, и его стали применять только для обозначения этих степеней.
Адитум
В древнегреческой и римской религииэто святилище, встроенное в цокольный этаж храма, для церемоний, закрытых от широкой публики. Этот термин применялся в нескольких оккультных организациях как синоним слова «храм» либо в переносном смысле.
Адонай
(иврит ADNI«Господь»)
Одно из традиционных еврейских имен Бога, обычно относящееся к десятой сефире Древа Жизни, Малкут. При чтениях Библии на иудейских религиозных службах это имя используется всякий раз, когда в тексте упоминается YHVH, Тетраграмматон, который считается чрезмерно священным, чтобы произносить его вслух.
Адонай было одним из первых еврейских божественных имен, которое использовали нееврейские маги. Оно часто встречается в таких классических текстах, как греко-египетские магические папирусы. Об отношении этого имени к Богу Ветхого Завета иногда вспоминали, а иногда полностью забывали. В одних источниках Адонай или Адонайосангел, в другихнезависимое божество, а в третьихархонт (сила невежества или зла).
Айк Бекар
Метод каббалистического анализа чисел, также известный как Каббала девяти палат и теософская редукция. Он основан на числовых значениях букв иврита. В Айк Бекар, Aleph (значение 1), Yod (10) и Qoph (100) равны 1, Beth (2), Kaph (20) и Resh (200) все равны 2, Gimel (3), Lamed (30) и Shin (300) равны 3, и так далее по алфавиту до Teth (9), Tzaddi (90) и Tzaddi (900), равных 9. Каждая из этих групп чисел представляет собой «палату», а «Айк Бекар»это просто то, что получается, когда говорящий на иврите произносит буквы первых двух палатAIQ BKR. Айк Бекар не только использовался в гематрии, но и был основой для шифров и других методов секретной связи.
Алтарь
Ритуальная мебель с плоским верхом, используемая во многих оккультных традициях как опора для ритуальных инструментов и других символических предметов. Алтари были почти универсальным элементом западной (и восточной) религиозной практики на протяжении тысячелетий. В древности алтарь использовался в основном как место для жертвоприношения богам.
В большинстве современных языческих и магических культур жертвенник помещается в центр ритуального круга. Часто у алтаря есть квадратная вершина, а его высота вдвое выше ширины. Это выглядит как двойной куб. Алтарь покрывается тканью. Ее цвет зависит от силы, к которой прибегают в ритуале, или же она несет другую символическую нагрузку. Например, черный цвет символизирует первичный материал или несформированную первичную материю алхимиков, белая ткань на алтаре означает чистоту. Иногда используют ткань с символическим цветом элементальной, планетарной или сефиротической магии.
Альмадель
В традициях средневековой гоэтической магии квадратная восковая табличка, на которую наносили магические имена и цифры. Ее устанавливали у основания четырех свечей и использовали для вызова духов. К началу XIII века гримуар «Искусство Альмаделя», с подробными инструкциями, находился в свободном обращении, пока Вильгельм Овернский, епископ Парижа, не осудил его. Альмадель иногда называют «Альмандель» или «Амандель». Сейчас можно наблюдать возрождающийся интерес к этой книге (,).
Арифмология
Эзотерическая наука о числах, которую иногда путают с арифмомантией или нумерологией. Арифмологияэто применение оккультных принципов к числам (или наоборот) так, что числовые отношения становятся символами магических и духовных сил. Арифмология имеет отношение к числу, так же как сакральная геометрия относится к геометрической форме. Обе они являются частью квадривиумачетырех наук оккультной математики (,).
Различия между арифмологией и арифмомантией легко проследить абстрактно, но довольно сложно на практике. В арифмомантии числа используются для перевода букв. Например, еврейское или греческое слово может быть преобразовано в его числовой эквивалент и сравнено с другими словами, имеющими то же числовое значение. А в арифмологии нумерологические свойства самого числаключ к его значению. Например, число два связано с идеями разделения и полярности, а число три преодолевает полярность с помощью третьего связующего фактора. Различия едва заметны, но с древних времен часто использовали арифмологические идеи для расшифровки арифметических зависимостей, построения арифметических словесных головоломок, сокрытия арифмологических секретов или создавали иные комбинации другими гениальными способами.
Истоки западной традиции арифмологии достоверно неизвестны. Хотя и Египет, и Месопотамия с давних пор обладали передовыми математическими знаниями, тесно переплетенными с духовными учениями. Первым последователем этого направления оккультной науки был греческий философ и мистик Пифагор Самосский (ок. 570495 до н. э.). Он путешествовал и учился в обеих этих странах. Его последователи, разбросанные по всему Средиземноморью после антипифагорейских восстаний в начале V века до н. э., частично распространили его учения О-
Неоплатоники первых веков нашей эры сыграли важную роль в возрождении арифмологических знаний. От них эта наука перешла в средние века и вошла в обычную арифметику точно так же, как объединились астрология и астрономия. В эпоху Возрождения возвращение оккультизма во многом стало возможным благодаря древним арифмологическим трудам и средневековым разработкам. Тексты по арифмологии этого периода (большинство из которых никогда не переводились и даже не переиздавались со времен научной революции) во многих отношениях представляют собой высшую ступень развития этого искусства. Научная революция здесь, как и в других оккультных изысканиях, положила конец расцвету арифмологических исследований. Но интерес к этой теме не умирает, и небольшой, но стабильный поток книг по арифмологии пополняет оккультную литературу.