Дает истинные ответы относительно прошлого, настоящего и будущего, делает людей невидимыми и наделяет остроумием."
"Ну прямо цирк какой-то", - отец Николай уже почти что пришел в хорошее настроение.
"Демон Гомори, появляется в образе прекрасной женщины, увенчанной герцогской короной..." - "Ну, это мы читать не будем", - монах перелистнул еще пару страниц.
"Демон Оиас, великий маркиз, появляется как лев, оседлавший сильного коня; у него змеевидный хвост, и в правой руке он держит огромных шипящих змей. Наделяет знаниями о планетах и созвездиях; превращает людей, дает звания, в том числе духовные, а также расположение друзей и противников".
На следующей странице целый абзац был густо обведен красными чернилами, так что получилось некое подобие рамки, изрядно попортившей соседние строчки. Рядом с рамкой на полях заглавными греческими буквами стояла надпись: "ОПАСНОСТЬ!"
Рамка заключала в себя следующий текст:
"Демон Андрас, великий маркиз, появляется в виде ангела с головой черного ворона, верхом на сильном черном волке, в руке его сверкающий острый меч. Он сеет разногласия и уничтожает неосторожных".
От рамки тонкая красная стрелка указывала вниз, к концу страницы. А там рукой неведомого знатока мира демонов было выведено:
"Он способен убить даже самого Иисуса Христа и его Апостолов".
"Что за чушь!" - в гневе отец Николай чуть было не захлопнул книгу. - "Какая бессмыслица! Как можно убить Господа нашего?!"
Однако надпись гласила именно это - и ничего более. Что самое удивительное (монах быстро перелистал книгу до конца) - дальше красные чернила не сделали ни одной строчки.
Наконец, поставив "О деяниях демонов" на полку поближе к выходу, отец Николай двинулся в душ. Однако увиденная строчка не давала ему покоя.
"Что это значит?" - думал он, растирая тело большой морской губкой. "Как можно убить апостолов - они ведь давно умерли, задолго до того, как была написана эта ужасная книга - и души их пребывают в раю? И что значит?.."
Кощунственную фразу он даже про себя не хотел повторять, однако она сидела у него в голове, как заноза. Истово молясь перед сном и отбивая земные поклоны, отец Николай каким-то краешком мозга все думал о демоне Андрасе.
И потом, когда он вертелся на жестком монашеском ложе, эта же мысль не давала ему заснуть.
"Что значат слова - способен убить самого?.. Кого? Вечно живого Господа?"
В эрудиции неведомого комментатора Пселла монах успел убедиться за время чтения книги, и не испытывал ни малейшего сомнения в том, что за страшными словами об убийстве Иисуса Христа и Апостолов кроется какой-то тайный смысл.
Наконец усталость взяла свое, и отец Николай уснул, перед сном решив для себя, что речь идет всего лишь о непонятной ему аллегории.
Но и во время заутреней, в храме, монах никак не мог успокоиться. Тем более, что в церкви с трудом набралось пятнадцать человек - ветхих стариков, один из которых к тому же все время засыпал.
- Молодежь не хочет ходить в церковь, - сказал этот старик, Спиро, когда отец Николай разбудил его по окончании службы.
- Скоро ты здесь останешься один.
И вышел шаркающей походкой.
"Вот так," - думал монах, сев на одну из церковных скамей. - "Нас просто забыли, как забывает старик свой молитвенник в церкви. И кто может напомнить Господу нашему о покинутой пастве?.."
"Андрас", - сказал в голове голос. - "Андрас".
"Хорошо же", - в гневе отец Николай встал и прошелся по проходу между скамьями. - "Пускай явится перед Престолом Господним на черном волке, пускай вспомнит Спаситель о живущих внизу, среди нечистой силы и демонов". Решительно монах закрыл церковь на висячий замок и поднялся на галерею, в библиотеку. Снял с полки Пселлово сочинение о демонах и принялся внимательно его изучать, время от времени делая пометки на чистом листе бумаги - что нужно купить.