Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Том. 7 - Иван Игоревич Гончаров

Шрифт
Фон

Иван Александрович Гончаров

И. А. ГОНЧАРОВ Акварель Н. П. Раулова. 1868 г.

Государственный Литературный музей.

Москва.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(ПУШКИНСКИЙ ДОМ) 2

И. А. ГОНЧАРОВ

– --- * ----

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ

СОЧИНЕНИЙ И ПИСЕМ В ДВАДЦАТИ ТОМАХ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«НАУКА» 2004 3

– -- * ----

ТОМ СЕДЬМОЙ ОБРЫВ РОМАН

В ПЯТИ ЧАСТЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«НАУКА» 2004 4

УДК 8(47)82

ББК 84(0)5

Г 65 Редакционная коллегия В. А. КОТЕЛЬНИКОВ, Е. А. КРАСНОЩЕКОВА,

Т. И. ОРНАТСКАЯ (зам. главного редактора), М. В. ОТРАДИН,

К. САВАДА, Н. Н. СКАТОВ, П. ТИРГЕН,

В. А. ТУНИМАНОВ (главный редактор) Текст подготовила Т. И. ОРНАТСКАЯ

(при участии А. Ю. БАЛАКИНА) Редакторы тома Т. А. ЛАПИЦКАЯ, В. А. ТУНИМАНОВ Исследовательская работа проведена

при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ),

проекты № 00-04-00167а

Подписное

© Т. И. Орнатская, подготовка текста, 2004

ISBN 5-02-027125-Х (Т. 7)

© Российская академия наук, 2004

ISBN 5-02-028257-Х

© Издательство «Наука», 2004

"Обрыв" (1869)

Гончаров И. А. Обрыв. Роман в пяти частях // Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Том. 7. СПб.: Наука, 2004.

И. А. Гончаров

ОБРЫВ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

I

Два господина сидели в небрежно убранной квартире в Петербурге, на одной из больших улиц. Одному было около тридцати пяти, а другому около сорока пяти лет.

Первый был Борис Павлович Райский, второй – Иван Иванович Аянов.

У Бориса Павловича была живая, чрезвычайно подвижная физиономия. С первого взгляда он казался моложе своих лет: большой белый лоб блистал свежестью, глаза менялись, то загораясь мыслию, чувством, веселостью, то задумывались мечтательно, и тогда казались молодыми, почти юношескими. Иногда же смотрели они зрело, устало, скучно и обличали возраст своего хозяина. Около глаз собирались даже две-три легкие морщины, эти неизгладимые знаки времени и опыта. Гладкие черные волосы падали на затылок и на уши, а в висках серебрилось несколько белых волос. Щеки, так же как и лоб, около глаз и рта сохранили еще молодые цвета, но у висков и около подбородка цвет был изжелта-смугловатый.

Вообще легко можно было угадать по лицу ту пору жизни, когда совершилась уже борьба молодости со зрелостью, когда человек перешел на вторую половину жизни, когда каждый прожитой опыт, чувство, болезнь оставляют след. Только рот его сохранял, в неуловимой игре тонких губ и в улыбке, молодое, свежее, иногда почти детское выражение.

Райский одет был в домашнее серенькое пальто, сидел с ногами на диване.

Иван Иванович был, напротив, в черном фраке. Белые перчатки и шляпа лежали около него на столе. У него лицо отличалось спокойствием или, скорее, равнодушным ожиданием ко всему, что может около него происходить.

5

Смышленый взгляд, неглупые губы, смугло-желтоватый цвет лица, красиво подстриженные, с сильной проседью, волосы на голове и бакенбардах, умеренные движения, сдержанная речь и безукоризненный костюм – вот его наружный портрет.

На лице его можно было прочесть покойную уверенность в себе и понимание других, выглядывавшие из глаз. «Пожил человек, знает жизнь и людей», – скажет о нем наблюдатель, и если не отнесет его к разряду особенных, высших натур, то еще менее к разряду натур наивных.

Это был представитель большинства уроженцев универсального Петербурга и вместе то, что называют светским человеком.

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге