Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков: Сборник документов и материалов - Коллектив авторов страница 5.

Шрифт
Фон

Значительным событием для зарождающегося в стране музейного дела стало появление во второй половине XVIII столетия двух музейных проектов. Первый из них появившийся в 17541755 гг. проект преобразования придворного ведомства Оружейной палаты в музейное учреждение. В предложениях А. М. Аргамакова были заложены такие специфические музейные точки роста описание и каталогизация коллекции, строительство специального здания, охрана и реставрация ценностей,  которые вполне разовьются уже в XIX в.

Другой проект появился в провинциальной России и был реализован в 1782 г. Созданный по инициативе губернатора Ф. Н. Клички первый провинциальный публичный музей в Иркутске, как и проект А. М. Аргамакова, опередил свое время. В написанном Кличкой «Предуведомлении» была обоснована необходимость такого учреждения, а в составленных им «Правилах» для посетителей первых в отечественной музейной истории определены некоторые приемы работы с публикой.

Запечатлел эту многоликую картину становления отечественного коллекционирования и музейной деятельности Я. Штелин, чьи наблюдения за 17541781 гг. составили первую страницу отечественной истории музейного дела.

Кологривов Юрий Иванович

(1680-е1754)

* * *

Архитектор, знаток искусства, коллекционер. Автор книг по архитектуре, скульптуре, живописи. С 1718 г.  камергер. Выходец из старинного боярского рода. В 1711 г. отправлен на обучение за границу. Находясь в свите Петра I во время заграничного путешествия 17161717 гг., приобретал различные инструменты, художественные произведения. Основная деятельность в качестве агента императора по покупке художественных произведений в Европе приходится на 17161719 гг.; приобретения Кологривова положили начало целому ряду дворцовых коллекций России. В Италии им приобретена значительная коллекция скульптуры (за январь март 1718 г.  около 100 скульптур, барельефов), а также самое ценное произведение античной скульптуры, привезенное в Россию,  Венера Книдская (впоследствии Таврическая). В 17401754 гг. работал в качестве архитектора у П. Б. Шереметева; им создан ряд построек и спланирован парк в усадьбе Кусково. Собрал коллекцию живописи и редкостей. Некоторые произведения, приобретенные Кологривовым, находятся в настоящее время в собрании Государственного Эрмитажа.

К 17171719 гг. относится представленная переписка Кологривова, касающаяся вопросов комплектования императорских коллекций. В его письмах также была высказана идея создания скульптурной галереи в Петербурге (1719). Этот проект стал первым в России опытом представления произведений искусства не в качестве украшения дворцовых интерьеров, а как самоценных произведений искусства. Кологривов составил архитектурный план галереи, а также описал ее внутреннее устройство и порядок размещения в ней скульптурных произведений: галерея должна представлять собой «обширный зал, сильно вытянутый в длину и разделенный на три части: большое центральное пространство и два почти квадратных торцовых кабинета. Границами объемов служат двойные ряды колонн с вычурным антаблементом, образующим сень. Под такой сенью между колоннами выставлена с одной стороны зала Венера стоящая на возвышении скульптура хорошо видна из всех точек интерьера. С противоположной стороны подобным же образом располагаются две статуи Флора и Диана На продольных стенах центрального пространства между окнами представлены симметричные группы Перед группой большой стол наборного камня, на котором представлены розные вещи из розных камней». Торцовые стены галереи украшены бюстами, кроме того, в каждом из кабинетов стоит скульптурная группа» (А. Г. Каминская).

Идея Кологривова оказалась нова и необычна для России начала XVIII в., поэтому полностью не осуществилась: предназначавшаяся для галереи скульптура была представлена в аллеях Летнего сада, а наиболее ценные произведения, антики в помещениях Грота, устроенного в 1 720-х гг. в Летнем саду.

Из переписки Ю. И. Кологривова[3]

1. Из «Мемории Юрию Кологривову» из Кабинета е.и.в.

[4]

2 августа 1717 г.[5]

О живописце которой всякия баталии пишет такжы городы и лендшафты

О ватарпасе[6] в Париже

О архитекте галанском чтоб и огороды искусен убирать был всякими прикрасами

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке