Описание проспекту.
Столбы из верда антики
Можно оклеить тем камнем и недорого станут, по них обвить медными цветами вызолоченными
Робятки из красной меди розными видами как показано
Капители из камня белого или из гипса золоченыя
Гзымс [карниз] из гипса. Посредине бассарелиева баханалия [барельеф «Вакханалия»] послана на Ормонте[22]
Две круглыя бассарелиевы посланы уже, по золоченой земле работа вся гипсом робятки и протчее
Фрежиа [резьба] золочена и потом фистоны из гипсу белыя и медали марморовыя которых послано доволно и еще послал
Стол весь зеркальной и по нем писано белым степью венусовы деяния
Венус посредине на пиедестале.
Роспись марморам, которым пристало быть в Галерии Венусовой.
1. Венус.
2. Диана <>
3. Эхора, куплена.
4. Буст Люкреции.
5. Бусты алебастровыя болыпия.
6. Труп венусовых забав.
7. Венус с купидом.
8. Бусты.
9. Статуи <> посланы 4 куплено две еще 1 надобно
10. Столы послано 6 ищу из африкана, и еще настолько розных вещей куплено из розных камней.
11. Статуи малыя на скабеллонах послано доволно на Ормонте. И еще купил две статуи малыя <>.
Из прошлогоцкой и нонешной покупки и что еще приторговано возможно убрать две галерии, одну старинными вещми как всенижайше доношу здесь, а другую новыми вещми и Психи[23] с протчими новыми будут немалое украшение.
Печатается по:
документы 1, 4 200-летие Кабинета е.и.в. 17041904. СПб., 1911. С. 110115.
документы 2, 3, 5, 6 Каминская А. Г. Ю. И. Кологривов и его участие в создании первых коллекций скульптуры в Петербурге // Музей-5. Художественные собрания СССР. М., 1984. С. 136151;
документ 7 200-летие Кабинета е.и.в. 17041904. СПб., 1911. С. 114; Каминская А. Г. К истории приобретения статуи Венеры Таврической // Проблемы развития русского искусства. Вып. 14. Л., 1981. С. 11; Каминская А. Г. Ю. И. Кологривов и его участие в создании первых коллекций скульптуры в Петербурге // Музей-5. Художественные собрания СССР. М., 1984. С. 136151; РГАДА. Ф. 9. Отд. П. Д. 41. Лл. 234236.
Из письма Петра I П. И. Ягужинскому
[24]
1719 г.
Писали мы к Савве Рагузинскому[25], чтоб лучшую статую Венус, которую купил в Риме Юрья Кологривов, отправили из Ливорны сухим путем до Инспрука, а оттоль Дунаем водою до Вены с нарочным провожатым и в Вене адресовал оную вам; а понеже оная статуя, как сам ты знаешь, и там славная, того для велите заранее сделать в Вене каретный станок на пружинах, на котором бы лучше можно было ее отправить вам до Кракова, чтоб ее не повредили чем, а от Кракова можно оную отправить паки водою.
Печатается по: 200-летие Кабинета е.и.в. 17041904. СПб., 1911. С. 110115.
Шумахер Иоганн Даниэль
(16901761)
Деятель Петербургской АН, один из первых российских библиотекарей. Уроженец Кольмара, образование получил в Страсбургском университете. С 1714 г. на русской службе, в должности секретаря Медицинской канцелярии при лейб-медике Р. Арескине. Вскоре ему поручены организация и надзор за библиотекой императора Петра I в Летнем дворце. В 1721 г. послан Петром I с различными поручениями за границу; с 1722 г. занимался организацией библиотеки и Кунсткамеры. В 1 724 г. при учреждении АН назначен на должность секретаря президента АН Л. Л. Блюментроста и библиотекаря академии; в 1728 г., при отъезде двора императора Петра II в Москву, Блюментростом было возложено на Шумахера заведывание всеми академическими делами в Петербурге. При АН Шумахером заведены типография, Рисовальная и Гравировальная палаты, мастерские. В качестве библиотекаря АН (звание это являлось исключительным по важности и приравнивалось к званию академика) систематизировал библиотеку (по отраслям знания), занимался каталогизацией библиотеки и Кунсткамеры. При его непосредственном участии изданы первые описания: «Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры» (1741), «Museum imperiale petropolitanum» (17411745). В 1759 г. вышел в отставку.
«Отчет, поднесенный Петру Великому от библиотекаря Шумахера о заграничном его путешествии в 17211722 гг.» представляет собой важный источник, отражающий период формирования петровских коллекций. В Европе Шумахеру было велено «осмотреть как публичные, так и приватных людей библиотеки и кунсткамеры для лучшего расположения и умножения собственной его величества библиотеки и кунсткамеры, для которой приказал особливые и изрядные палаты на Васильевском острову построить». Шумахер пытается освоить европейский опыт, включая в «Отчет» подробные сведения о книжных и художественных коллекциях, их составе и структуре. Но европейские новации не только прямо заимствовались, но и совмещались с традициями и задачами российской культуры. Именно Петербургская Кунсткамера стала не просто собранием диковин и редкостей, но первым естественно-научным музеем с широкими просветительскими и научными задачами: она, как и библиотека, планировалась и находилась в структуре Академии наук. В «Отчете» видим и первую, достаточно продуманную программу комплектования коллекции: определены цели, объемы, критерии полезности, даже учтена профильность создаваемого собрания.