Анна Григорьевна Иволга - Дизайн. Словарь терминов

Шрифт
Фон

Александр Трухачев, Анна Иволга, В. С. Варивода, Ирина Таранова

Дизайн. Словарь терминов

© ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет, 2013

А

АБРИС (нем. Abriss очерк, чертеж)  в изобразительном искусстве: линейный (контурный) рисунок вспомогательного характера, выполняемый при калькировании, например в процессе работы художника над цветной литографией. В широком и менее точном значении термин «абрис» совпадает по смыслу с понятием контура.


Леонардо да Винчи. Абрис к картине «Поклонение волхвов»


АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО, абстракционизм (от лат. abstractio отвлечение)  одно из наиболее распространенных направлений в современном искусстве. Для него характерны отказ от изображения реальной действительности, предметов, человека, ликвидация художественной образности. Абстрактное искусство приходит к разрушению формы, отрицает рисунок, композицию, превращает картину в беспорядочное нагромождение пятен (отсюда ташизм, от франц. tache пятно) или линий. Скульптурные изображения подменяются хаосом случайно взятых предметов (гвозди, проволока и т. д.).


Абстракционизм. Боччиони. «Шагающая фигура». 1913, бронза


Абстракционизм. Густав Климт. «Поцелуй». 19071908


АВАНГАРД, авангардизм стремление порвать с реалистическим искусством, создать нечто противоречащее установившимся нормам художественного вкуса и эстетическим понятиям. Модернистские установки отрицание культурного наследия, преувеличение роли субъективного начала и формы в искусстве. Первым последовательно модернистским художественным направлением был кубизм, заменивший принцип познания действительности средствами искусства формальным экспериментаторством.


АВАНГАРДИЗМ (авангард)  совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине XX в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.


Авангардизм. X. Грис. «Натюрморт с бутылкой бордо». 1919


АВТОЛИТОГРАФИЯ (от греч. autos сам, lithos камень и grapho пишу, рисую)  один из способов исполнения художественной литографии, при котором художник работает непосредственно на самом камне, и произведение графики, исполненное этим способом, называется автолитографией.


Автолитография. Н. А. Кулинич. Серия «Ночи Талабского архипелага»


АВТОПОРТРЕТ (от греч. autos сам)  изображение художника, выполненное им самим. Особая разновидность портретного жанра.


Огюст Ренуар. «Автопортрет». 1910


Михаил Врубель. «Автопортрет». 1904


АКАДЕМИЗМ оценочный термин, относимый к тем направлениям в искусстве, представители которых целиком ориентируются на установленные художественные авторитеты, полагают прогресс современного искусства не в живой связи с жизнью, а в наибольшем приближении его к идеалам и формам искусства прошлых эпох и отстаивают абсолютные, не зависящие от места и времени нормы прекрасного. Исторически академизм связан с деятельностью художественных учебных заведений академий, воспитывавших молодых художников в духе нерассуждающего следования образцам искусства античности (см.) и итальянского Возрождения. Зародившись впервые в Болонской академии в XVI в., эта тенденция получила широкое развитие в академиях последующего времени; она была свойственна и русской Академии художеств XIX в., что и вызвало борьбу с Академией передовых художников-реалистов.


АКВАРЕЛЬ (франц. aquarelle, от лат. aqua вода) «водяные краски», красочный материал, предназначенный для акварельной живописи. Отличительное свойство акварельных красок чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеящих веществ в качестве связующего (которым служит растительный клей с примесью меда, сахара, глицерина). Акварелью называется также техника живописи акварельными красками. Акварель обычно исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Важнейшее свойство акварельной живописи прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя.

К сожалению!!! По просьбе правообладателя доступна только ознакомительная версия...

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

fb2.zip txt txt.zip rtf.zip a4.pdf a6.pdf mobi.prc epub ios.epub fb3