4. О приеме посетителей следует подробно перечислить все важные вопросы, поставленные епископом, благочинными, священниками и мирянами, и сообщить ответы по ним уполномоченного Совета.
5. Привести конкретные факты о нарушениях закона и постановлений Правительства о церкви советскими органами и их представителями и духовенством и что предпринято по устранению этих нарушений.
6. Привести факты вмешательства во внутрицерковную жизнь представителей советских органов.
7. Над какими вопросами работал уполномоченный в квартале (осветить подробно), выезды уполномоченного на места: сколько времени затрачено, по каким вопросам и результаты.
8. Положение и деятельность церкви:
а) по характеристике епархиального архиерея, благочинных, священников и служителей церкви;
б) состояние свечных мастерских и др. предприятий церкви;
в) положение духовных учебных заведений;
г) обращения архиерея к верующим (послания);
д) отношение верующих к духовенству (авторитетность духовенства и факты отрицательного отношения);
е) отношение священников и церковного актива к управляющему епархией;
ж) сколько экземпляров получает епархия журнала Московской Патриархии и как он распределяется по приходам и по какой цене;
з) доходность приходов и духовенства;
и) патриотическая деятельность церкви (письменные обращения епископа и проповеди священников);
к) прочие вопросы (по УССР осветить вопрос об униатах).
9. Состояние религиозности:
а) посещаемость церквей;
б) исполнение религиозных обрядов:
1) крещений количество взрослых;
2) венчаний;
3) похорон;
в) переход в православие верующих других вероисповеданий;
г) характерные примеры о религиозности, празднование больших церковных праздников, которые приходятся на рабочие дни;
д) совершение служб и обрядов незарегистрированными священниками и др. лицами;
е) прочие вопросы»[2].
Ознакомившись с данным перечнем, нетрудно представить, сколь ценным источником по истории Русской Православной Церкви могут служить информационные отчеты уполномоченных (ставшие доступными исследователям, напомним, лишь недавно).
В инструкциях находим рекомендации и по вопросам методики сбора информации:
«При ознакомлении на местах с положением и деятельностью приходов, с состоянием религиозного движения среди населения и т. п. не допускать даже видимости вмешательства во внутрицерковные дела, поэтому Совет запрещает уполномоченным производить специальные вызовы духовенства, церковных служителей и отдельных верующих с целью получения от них сведений о церковной жизни и о религиозном движении, а также вести специальные опросы и требовать какие-либо письменные сведения, справки и т. п., касающиеся церковной жизни, за исключением вопросов, относящихся к выполнению договора на церковное здание и культовое имущество. Все интересующие вопросы и сведения необходимо выяснять путем тактичных попутных бесед с отдельными, заслуживающими доверия лицами из числа духовенства, церковных служителей и верующих и другими путями»[3]. Иными словами, инструкция рекомендовала уполномоченным обзаводиться осведомителями.
Особое внимание в инструкциях обращалось на взаимоотношения уполномоченных с правящими архиереями. Так, в инструктивном письме, подписанном 14 июня 1946 года председателем Совета Г.Г.Карповым, выделен специальный раздел «5. О посещении уполномоченными епископов и духовенства»:
«В юбилейные или торжественные для церкви дни некоторые правящие епископы приглашают уполномоченных Совета на обед или завтрак. Уполномоченные, как правило, под предлогом командировки, занятости или их болезни, отклоняют те и другие предложения. В связи с этим Совет разъясняет уполномоченным Совета, что отказываться от такого рода приглашений не следует, так как это может быть истолковано духовенством как пренебрежительное отношение со стороны уполномоченных Совета. Во время этих посещений епископа и в отдельных случаях других лиц из духовенства (например, приходских священников при выездах в район) уполномоченный должен держать себя с достоинством и не допускать излишеств и болтливости. Надо иметь в виду также и то обстоятельство, что отдельные лица из духовенства могут эти приглашения специально использовать для компрометации уполномоченных. В необходимых случаях (например, юбилейный день епископа) уполномоченные могут выступать с кратким приветствием от своего имени»[4].