Типология коранических сказаний. Выявление реалистических, символических и мифологических аспектов - Сейед Абу-л-Касем Хусейни

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Типология коранических сказаний. Выявление реалистических, символических и мифологических аспектов файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Сейед Абу-л-Касем Хусейни (Жарфа)

Типология коранических сказаний

(выявление реалистических, символических и мифологических аспектов)

© Фонд Ибн Сины, 2019

© ООО «Садра», 2019

Традиция актуальности и актуальность традиции

За академическим названием книги, представляемой вашему вниманию, скрывается серия тем, находящихся сегодня в мире ислама на самом острие идеологической борьбы. Более того, не будет преувеличением сказать, что многие из сообщений ежедневной новостной ленты так или иначе связаны с проблемами, которые обсуждаются на страницах книги. Вспомним, например, о варварском уничтожении боевиками так называемого Исламского государства, запрещенного в России, памятников Пальмиры: величественного храма Бэла (32 г. н. э), храма Баал-Шамина (131 г.н. э.), трех погребальных башен в Долине гробниц, построенных с 44 по 103 гг. н. э. Уничтожен город Дура-Европос. Он был построен в 300 г. до н. э. и просуществовал вплоть до III в. н. э. Уничтожена и разграблена Апамея Сирийская, возникшая в начале III в. до н. э. Этот список, к огромному сожалению, можно легко продолжить. Говоря о памятниках доисламского прошлого, необходимо помнить: именно через сказания о пророках и катастрофах Коран внушает людям картину закономерного развития и движения человечества к последней катастрофе Судному дню. Взрывая древние памятники, джихадисты уничтожают свидетельства религиозной истории, лежащей в основе коранической эсхатологии.

Коран жил и живет в своих толкованиях. Не секрет, что многие из толкований Священной Книги часто могут навязывать нам представления, заведомо восходящие к образу мысли, местам и эпохам, мало связанным с Ара-вией времен Пророка. Идеологическая заданность изучения и политическая принадлежность автора постоянно обусловливают выбор подхода к Корану и характер его истолкования. Важно отметить, что такого рода работы, равно как и труды их оппонентов, основываются на определенной традиции, в текстах этих сочинений тут и там можно найти ссылки на имена известных средневековых экзегетов. В этом отношении традиционные методы и подходы к истолкованию Корана постоянно актуализируются. Разрушая древние памятники, джихадисты опираются на комментарии к Корану, где коранические сказания истолковываются так, что уничтожаемые древности суть языческое наследие, не имеющее ценности «для истинного мусульманина». При этом существует и множество доказательств того, что на самом деле речь идет о многомиллионном бизнесе, связанном с продажей древностей на Запад. Упомянутые толкования Корана и взрывы древних памятников это чудовищная дымовая завеса для такого бизнеса.

Не менее важна проблема методов и границ символико-аллегорического истолкования коранических текстов. В истории мусульманской экзегетики зафиксировано достаточно эпизодов, когда такого рода истолкования приводили их автора к парадоксальным заключениям, противоречащим прямому смыслу того или иного коранического фрагмента. Понятно, что в условиях, когда современные толкования Корана часто откликаются на задачи текущей идеологической борьбы, установление возможных границ и методов символико-аллегорического истолкования не перестает быть задачей особо актуальной.

Современная богословская мысль в исламе «завязана» не только на внутриисламские противоречия. Множество западных политических и философских теорий, литературоведческих концепций, методик и подходов к историко-культурным исследованиям постоянно бросает вызов традиционным подходам. В этом отношении современная иранская философия, равно как и весь комплекс наук, связанных с изучением Корана в этой стране, постоянно оппонируют радикальному джихадизму и во многих случаях являют собой попытку обобщения и творческого анализа громадного историко-культурного материала: от работ исламских богословов разных направлений до сочинений представителей западных философских школ, самых популярных сегодня. Предлагаемая вам книга представляет собой образец сочинений этого типа.

Автор книги Сейед Абу-л-Касем Хусейни родился в 1962 г. в Тегеране. Он получил степень бакалавра юриспруденции в Тегеранском университете, защитил магистерскую диссертацию по международному праву в Университете Шахида Бехешти и докторскую диссертацию по кораническим наукам в Университете Корана и хадисов. Сейед Абу-л-Касем Хусейни плодовитый писатель, ученый, переводчик, редактор, поэт. Он автор более двадцати книг, среди которых оригинальные монографии и переводы с арабского и английского языков, научные исследования в области литературы, искусства, религии, труды по философии права, по международному праву, по методологии составления энциклопедий. В настоящее время он является членом исследовательской группы Университета религий и Исламской школы искусств. Труд «Типология коранических сказаний (выявление реалистических, символических и мифологических аспектов)»  одно из двух его сочинений, посвященных собственно Корану.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке