Эта пропаганда носила характер религии. История преподавалась молодёжи таким образом, чтобы центром национальной исторической жизни сделать священную особу императора. История внушала чувство гордости, что Япония никогда не была запятнана актами неповиновения и возмущения императору, что она сохраняла верность и сыновнюю покорность своему Верховному Повелителю и династии, история правления которой не прерывалась на протяжении 2500 лет. Правящий класс, военные, учёные и обыкновенные интеллигенты сумели объединить и сплотить вокруг монарха нацию и создать в народе благоговейное отношение к его личности.Совершенно другим путём шла интеллигенция русская, на которой и лежит вся ответственность за крушение России.
Причина русской катастрофы забвение русской интеллигенцией национальных идеалов православия и самодержавия, которые в течение веков были организующими началами нашей национальной государственной жизни.
О настроениях среди «цвета нации» весьма красочно повествует А. Белый.
Рассказывая о своём пребывании у Блоков и создавшейся у них ненормальной обстановке, он вспоминает: «Раз я не выдержал, вдруг за столом, при всех вместе сорвал с себя крест, бросив в траву; А. А. усмехнулся недоброй улыбкой».
Однажды А. Белый, поднимая бокал, возгласил: «Пью за свет!» В.Я. Брюсов, усевшийся рядом, вскочил как ужаленный, поднял бокал и прогорланил: «За тьму!».
В Петербурге, как и в Москве, масонские и про- масонские кружки объединяли людей различных направлений и оттенков: от софианцев-христиан до сатанистов вроде Сологуба.
Блок в своих талантливых стихах воспевал Люцифера.
Булгаков, по сообщению Белого, принимал участие в 1904 году и последующих годах в «Христианском братстве борьбы», которое занималось печатанием прокламаций с чёрным крестом к духовенству и войскам.
Бердяев, по воспоминаниям того же Белого и Розанова, был в числе тех лиц, которые в 1905 году 28
были приглашены к поэту Минскому в его квартиру, в дом Полякова, на Английской набережной, «со специальной целью испытать причащение человеческой кровью».
«Кровь действительно была получена от укола еврея-музыканта и какой-то еврейки, разболтана в стакане и выпита всеми присутствующими», свидетельствует В.В. Розанов.
Так развлекалась интеллигенция. А ещё занималась подрывом государственных основ ради призрачных видений прококаиненного разума, не сознавая того, что эти видения плод долгой обработки её интеллигенции сознания.
А народ
Народ в революции играл пассивную роль.
Русское купечество, крестьянство и рабочие были послушным орудием в руках кучки поджигателей.
Наши «активные классы революции» не сами шли, а их тащили, не они задавали тон, а другие, не снизу шло движение, а сверху, не крестьянство, буржуазия и рабочие делали революцию, а ими делалась революция.
У народа не было ни желания, ни понимания, ни воодушевления для устройства революции.
Буржуазия работала на социалистическую революцию, мужики насаждали коммунистическую диктатуру пролетариата, а буйная русская мастеровщина, по недоразумению названная рабочим классом, доканчивала разрушение.
Вдохновителем и застрельщиком великого бунта была передовая интеллигенция интеллигенция либерально-радикально-социалистическая.
29
Она была воодушевлена своей верой и своими идеалами, во имя торжества которых могла принести какие угодно жертвы, пойти на обман, бесчестие, жестокость и преступление.
Вся она, за самым ничтожным исключением, была нерелигиозна, ненациональна и безгосудар- ственна.
Скептицизм, неверие, а то и прямое отрицание Бога стали неотъемлемыми свойствами духовной сущности передовой интеллигенции, а слепое преклонение перед силой разума и материи её религиозным культом.
Она отрицала общепризнанную мораль, понятие греха, совести и стыда. И это отрицание стало её родовой метой от коллонтаевской теории глотка воды (с ним сравнивали значение соития) до бесчинств «Бешеных вагин» в 2012 году.
Интеллигенции тогда, как и сейчас, были чужды здоровый национализм и любовь к отечеству. Противонациональными настроениями тогда, как и сегодня, была охвачена вся передовая интеллигенция.
Розовые мечты наших либералов о «вечном мире между народами», «всеобщей гармонии между людьми» и «всечеловеческом братстве» и фантастическая вера товаришей-социалистов в мировой союз пролетариев явления одного и того же порядка: либералы и социалисты в своих устремлениях к общемировым целям стояли далеко от своего народа и России.