Тем самым основная задача внутренней политики эпохи правления Василия III была решена страна объединилась.
При Василии III России был возвращён Смоленск, а он уже более ста лет не был в составе Русского государства. Это была крупнейшая не только военная, но и дипломатическая победа России. Причём отвоевать у Великого княжества Литовского смоленские земли помогли усилия М. Л. Глинского одного из ярких авантюристов Европы того времени, будущего родственника Василия III, дяди Елены Глинской. Правда, он рассчитывал стать князем Смоленским, но, когда понял, что этого не будет, начал тайные переговоры на этот счёт с врагом России королём Сигизмундом. Михаил Глинский был разоблачён, чуть не погиб, но был помилован и позже занял заметное место при дворе Василия III.
Дальнейшее усиление власти великого князя.
Князь являлся высшим судом, верховным главнокомандующим, от его имени издавались все законы. Великий князь ограничил привилегии княжеско-боярской аристократии, опирался на дворянство, в связи, с чем происходит увеличение земельного владения дворян.
Укреплялась поместная система, которая помогала обеспечить боеспособность армии и ограничить независимость аристократии. Земля выдавалась дворянам в условное владение на время несения «княжей службы».
Подавляя сопротивление его власти, он использовал жесткую силу, или хитрость. Иногда уделы просто уничтожались целенаправленно.
Совершенствование системы государственного управления.
Появился новый орган власти Боярская Дума, с которой князь советовался. В Думу царь сам назначал бояр с учётом местничества.
Местничество система иерархии, при которой должности и звания занимались исключительно в соответствии с родовитостью князя или боярина.
Важную роль стали играть дьяки. Они вели делопроизводство. На местах управляли наместники и волостели. Появилась должность городового приказчика.
2. Другим направлением деятельности Василия III являлось усиление роли церкви, появление официальной идеологии «Москва третий Рим». Василий III поддержал идею, выдвинутую Филофеем, об особой роли России в христианском мире. Причинами данного события являлось стремление занять лидирующие позиции в христианском мире, перенять славу Византии, которая пала в 1453 году.
В связи с этим, значимой фигурой этого периода был Филофей старец псковского Спасо Елеазаровамонастыря: мудрец, книжник и полемист, философ XVI века.
Именно ему принадлежит знаменитая формула «Москва третий Рим».
Во время правления Василия III Русь готовилась к тому, чтобы стать православным царством. Одной из важных сторон этой подготовки было принятие попечения о Православной Церкви за пределами Руси. Понятие о Москве как третьем Риме было впервые чётко выражено игуменом Филофеем в его письме к Василию III в 1510 году.
«Москва третий Рим» это политическая идеология, которая обозначала всемирное значение Москвы, как политического и религиозного центра. По теории, Римская и Византийская империи пали, так как уклонились от истинной веры, а Московское государство является «третьим Римом», а четвёртому Риму не бывать, так как Московская Русь стояла, стоит и будет стоять.
Значение и смысл идеи «Москва Третий Рим» состоял в объединении русских земель вокруг Москвы. Голос, призывавший к объединению и укреплению государства и поддержке власти князя московского, исходил из небольшой псковской пустыни, тогда как прославленная Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости.
Идея была настолько своевременной, что присоединение Пскова произошло именно в ту эпоху, ибо только Великий князь Московский был «броздодержатель святых Божиих престол».
Следствием данного события явилось появление единой религиозной, политической идеологии, которая сплачивала людей, укрепляла роль князя и международное положение Руси.
Критерий 3. Причинно-следственные связи.
Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-следственные связи.
Оба события: создание единой государственной идеологии «Москва третий Рим», и проведение активной внутренней политики по подчинению самостоятельных княжеств центральной власти великого князя и реформ государственного управления, были продиктованы общими причинами и привели к уничтожению удельной системы, усилению великокняжеской власти, совершенствованию системы государственного управления, а также международному престижу Руси.