Богословие Апостола Иоанна. Толкование Евангелия и Посланий - Аркадий Петрович Воеводин страница 2.

Шрифт
Фон

Здесь же необходимо сказать о такой основополагающей богословской категории, как личность, которая не была осмыслена святыми отцами в должной мере из-за незнания природы этого феномена. Совершенное осознание природы личности как таковой оказалось недоступно не только для богословствующих умов, но и для светских учёных даже до сего времени, а между тем этим термином оперируют при рассмотрении природы как Самого Бога, так и Существа Иисуса Христа, образованного соединением двух совершенных, ничем неискажённых природ  Человека и Бога.

В Ветхом Завете Бог открылся человекам как единое Существо, единая Личность, подобная существам, которых Он Сам сотворил по образу и подобию Своему (Быт. 1:2627, 9:6, 5:1; Иак. 3:9). И во многих других местах Священных книг Он разнообразно показывает сходства и различия между Собой и людьми. Так, Бог говорит подобно человекам: «душа Моя» (Лев. 26:11, 30; Ис. 1:14, 42:1; Иер. 5:9), или говорит: «духМой» (Ис. 42:1, 44:3, 59:21; Иез. 36:27, 37:14, 39:29; Аг. 2:5; Зах. 6:8). А также Бог говорит о Себе, как будто имеет тело: «рука Моя» (Втор. 32:3941; Пс. 88:22; Ис. 50:2, 60:2; Иез. 13:9), «мышца Моя» (Пс. 88:22; Ис. 51:5, 63:5). И нередко говорит сравнительными категориями: «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:4445), «Мои мысли  не ваши мысли» (Ис. 55:8).

В Новом Завете Бог более определённо открыл Свою непростую природу, аналогичную природе человека. В Евангелие и в первом Послании Ап. Иоанна совершенно чётко обозначена троичность природы Бога, но троичность единого Бога, а не Троицы Богов, как принято считать со времён утверждения древними отцами догматов, отражающих неверное понимание священных слов Иоанна Богослова. Прекрасным и наиболее убедительным аргументом, обнаруживающим заблуждения отцов, является природа человека, сотворённая по образу и подобию Самого Бога, но не рассматриваемая ими должным образом. Человек, будучи образом Божиим, состоит из трёх ипостасей, образующих единое существо  личность. И Бог состоит из трёх ипостасей, являющих единое Существо  Личность Бога. И как ипостаси человека (тело, душа и дух) не являются личностями человека, так и ипостаси Бога (Слово, Отец и Дух Святой) не являются Самодостаточными и Самостоятельными Личностями Бога.

Так как во Христе Божественным мановением соединились две природы  Бога и человека  теологами в Нём признаётся наличие двух воль, двух разных желаний, присущих этим природам. А воля и желание, как известно, свойственны только живым существам, личностям, поэтому мы различаем во Христе две Личности  Человеческую и Божественную. Но догматика отцов утверждает, что две природы, соединившись, образовали одну сложную Богочеловеческую Личность Иисуса, стержнем Которой стала одна из Божественных Личностей  Слово. Отсюда проистекают и все недоразумения, связанные с волевым расщеплением Личности Спасителя. Именно поэтому в понимании и толковании Нового Завета нашими предшественниками обнаруживаются не только внутренние противоречия, но и противоречия Святому Писанию.

В своём основном труде «Триединая Личность Бога» я показал, что соединенные в Богочеловеческом Существе Иисуса Христа природы личностны и реализуются в Нём как Личности Бога и Человека. Поэтому необходимо различать те случаи, когда в Иисусе говорит Личность Бога, а когда  Личность Человека. Об этом феномене Иисуса Бог через Моисея так возвестил израильскому народу: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 18:1819). Эти слова об Иисусе Ап. Пётр напомнил израильтянам после Вознесения Спасителя на небо (Деян. 3:2223).

Наследие Апостола и евангелиста Иоанна Богослова по праву считается самым загадочным и самым трудным для понимания, ибо написано оно не по человеческому разумению, а на основании Божественных Откровений под воздействием благодати Святого Духа Божия. Свидетельством того, что истинная суть его писаний оказалась непостижимой для человеческого рассудка, являются ожесточённые споры и раздоры среди христиан, (по-разному понимающих и толкующих его произведения), в конце концов приведшие к Вселенским соборам. Но даже соборы Вселенского масштаба, породившие догматы о Троице Божественных Лиц и воплощение одного из Троицы, не устранили недоумения, но лишь ещё более усложнили и запутали данные человечеству истины. В самом деле, спросите любого «богослова»: «Что такое Троица? Как Бог Отец предвечно рождает Бога Сына? Как один из Троицы воплотился и явился в мир единой Личностью Иисуса Христа?». Вам уверенно ответят: «Это непостижимая тайна!»

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге