В 1997 году в Париже состоялись три премьеры по пьесам Метерлинка: "Пелеас и Мелисанда" - опера Дебюсси в Парижской Опере (Пале-Гарнье), камерный спектакль "Пелеас и Мелисанда" на драматической сцене театра АТЕНЕЙ и во многом экспериментальный и возрождающий мейерхольдовскую сценографию спектакль Клода Режи. Для русского же зрителя Метерлинк остается "автором одной пьесы" - "Синей Птицы", ассоциирующейся с детскими походами в театр, иногда, правда, еще и с историей МХТ, раз уж "Синяя Птица" спектакль-долгожитель этого театра. Сейчас Франция вновь открывает для себя Метерлинка; история любит повторения - может быть, его вспомнят и у нас.
***
СМЕРТЬ ТЕНТАЖИЛЯ Мейерхольд ставил в Студии на Поварской у Станиславского в МХТ в год парижской премьеры (театр Матюрен, 28 декабря 1905 года), но тогда зритель не смог ее увидеть. Хотя Розанов и утверждал, что в те годы "все были немного метерлинки", Москве было не до Метерлинка... Однако именно на этой пьесе, доведенной до предварительного показа, но оставшейся тогда без премьеры, Мейерхольд опробовал принципы нового театра.
Первая трактовка пьесы Мейерхольдом была созвучна злобе дня, это нетрудно заметить, читая речь, которую подготовил режиссер для премьеры. Однако реальные тюрьмы России и "башня" Метерлинка очевидно находились в разных плоскостях, абсолютно несовместимых друг с другом, а фатум, правящий судьбами персонажей пьесы, имел иные свойства, чем "историческая необходимость" поСЮстороннего мира. Мейерхольд отказался от идеи "навязать Метерлинку политическую активность" (Рудницкий К.Л.)."Исходная точка для нас - богослужение. Спектакль Метерлинка - нежная мистерия, еле слышная гармония голосов (выделено мной - К.Р.), хор тихих слез, сдавленных рыданий и трепет надежд. Его драма прежде всего проявление и очищение души. Его драма - это хор поющих вполголоса о страдании, любви, красоте и смерти. Простота, уносящая от земли в мир грез. Гармония, возвещающая покой", - к такому выводу пришел режиссер в июле 1905 года. Станиславский позволил Мейерхольду придать спектаклю ритуальную форму. Театр - храм, где актеры не играют, а священнодействуют - удивительный, даже странный подход к спектаклю для МХТ.С самого начала стало ясно, что для пьесы Метерлинка глубокая сценическая площадка, доведенная почти до идеала в МХТ, - только помеха. В процессе подготовки спектакля С. Судейкин и Н. Сапунов, молодые художники, приверженцы Врубеля и ученики Коровина, которые оформляли спектакль, отказались даже от предварительного макета декораций - тоже небывалый случай в истории МХТ.Эскизы Судейкина и Сапунова представляют обобщенную декорацию, построенную на "импрессионистских планах". Судейкин оформлял три первых акта: зелено-голубые тона, кое-где розовые и яркие красные цветы. Два последних акта оформлял Сапунов: под тяжелыми сводами, окутанными дымкой, заскользили служанки в серых одеяниях, напоминающих паутину.Фигуры актеров решено было расположить близко к рампе, Мейерхольд хотел вывести всех актеров на авансцену: почти полный отказ от обманной трехмерности театральных постановок, приближение театра живого актера к театру теней, или - живописному театру.Мейерхольд вывел актеров на передний край планшета, но зеркало сцены решил задернуть тюлем, оставив для "нежной мистерии" узенькую полоску просцениума в загадочной дымке.Специально для этого спектакля в театр был приглашен И. Сац. СМЕРТЬ ТЕНТАЖИЛЯ - его первая работа как театрального композитора. Кстати, очень удачная работа, так как И. Сац нашел тихие, но тревожные созвучия, очень подходящие по тону Метерлинку. Музыка, вероятно, диктовала и особую пластику, подчиненную ритму.Все, чем гордился МХТ, не пригодилось Мейерхольду.