Глава 5. О смерти
Людей терзает не реальность, а их представления о ней. Так, в смерти нет ничего страшного. Сократ тоже так считал: страшна не смерть, а представление о том, что смерть ужасна.
Когда нас что-то расстраивает, мучает или печалит, не стоит обвинять никого, кроме самих себя, то есть наших собственных представлений. Человек недалёкого ума обвиняет других во всех своих неудачах, практикующий винит себя, а достигший успеха в практике не обвиняет ни себя, ни других.
Глава 6. О заслугах
Не позволяй себе годиться ничем из того, что не является твоей заслугой. Можно понять, что твоя лошадь гордится тем, что она красива, но нелепо, чтобы ты гордился этим и говорил: У меня красивая лошадь. Выходит, что ты гордишься не своей заслугой, а заслугой своей лошади!
Что же на самом деле принадлежит тебе? Только привычка делать выводы из своих представлений; каждый раз, когда твоё представление отражает естественное положение вещей, ты можешь гордиться собой: да и вообще, все, чем ты можешь гордиться, будет следовать из твоих поступков.
Глава 7. О жизненном путешествии
Во время путешествия по морю, когда корабль бросает якорь и высаживает пассажиров на берег, ты можешь пройтись по тропе в поисках воды и подобрать по пути красивую ракушку или цветок, но всегда нужно держать в поле зрения корабль не пора ли возвращаться и не зовёт ли всех обратно капитан, и если зовёт, то нужно оставить все, что ты собрал и скорее бежать обратно из страха, что назад ты поплывешь в трюме, связанный как животное, по рукам и ногам.
В жизни все также, и если вместо морской ракушки мир даст тебе любовницу или раба, это прекрасно, но когда капитан позовёт тебя, беги скорее к кораблю и не оборачивайся. А если ты уже не молод, держись поближе к кораблю, чтобы не пропустить сигнал об отплытии.
Глава 8. О происходящих событиях
Не жди, чтобы события происходили так, как ты хочешь; приучи себя хотеть всего, что происходит так, как оно происходит и ты будешь счастлив.
Глава 9. О болезнях
Болезнь это ограничение для тела, но не для свободы выбирать в соответствии с естественным ходом жизни, если только ты не отрекаешься от себя. Хромота это ограничение для тела, но не для свободы выбора.
Запомни это и применяй при любой возможности: ты увидишь, что ограничения существуют для вещей и для других людей, но не для тебя.
Глава 10. О представлениях
Наблюдая за различными вещами, которые происходят вокруг, приучи себя размышлять и искать внутри себя, каким качеством ты обладаешь, чтобы противостоять тому или иному.
Ты видишь красивого парня или красивую девушку? Найди в себе умеренность. Ты страдаешь? Найди стойкость. Тебя оскорбляют? Найди терпение. Упражняясь таким образом, ты больше не будешь игрушкой своих представлений.
Глава 11. О временном
Никогда ни о чём не говори, что ты это потерял, говори : Я брал это на время. Твой ребёнок умер? Он был дан тебе на время. Твоя жена умерла? Она была дана тебе на время. Тебя обокрали? Что ж, у тебя украли то, что было дано тебе на время. Но какой-то негодяй взял себе мои вещи!
Пусть тебя не волнует способ, которым забирает тот, кто и дал тебе все на время. В ожидании момента, когда придется отдать обратно, пользуйся всем, как одолженным тебе на время, как турист, который остановился в гостевом доме.
Глава 12. О философской практике
Если ты хочешь преуспеть в философской практике, то тебе нужно оставить в стороне такие мысли: Если я буду пренебрегать своими выгодами, то мне будет не на что жить. Если я не буду достаточно суров со своим рабом, то он будет плохо мне служить. Лучше умереть от голода, освобожденным от печали и страха, чем жить в изобилии среди постоянных тревог. Лучше быть плохо обслуженным своим рабом, чем быть несчастным.
Начни с малого. Твоё масло разбазаривают, твоё вино воруют? Скажи себе: это цена спокойствия, это цена душевного покоя. Нам ничего не даётся просто так. Когда тебе нужен раб для какой-то услуги, вспомни, что он может не прийти и что если он придет, он может исполнить твои поручения вкривь и вкось. Но твоё спокойствие не зависит от него.
Глава 13. О том, как преуспеть в философии
Если ты хочешь преуспеть в своей практике, согласись выглядеть невежественным и простоватым во всех внешних делах; никогда не пытайся выглядеть сведущим.