«Уже само Морли в некоторых случаях высказывал сомнение в подобной классификации В действительности же подобное распределение имело бы смысл лишь после детального археологического исследования каждого из перечисленных городов. К сожалению о многих из них, если не о большинстве, имеются весьма предварительные сведения, и как только городище начинает раскапываться, картина резко меняется. Яркий пример тому Цибильчальтун, который Морли относил к категории поселков, и который оказался одним из крупнейших майяских городов. Заметно изменились за последнее время и наши предсьавления о Тикале, Паленке, Алтар-де-Сакрифисьосе, Камалькалько, Сейбале, Канкуэпе и других городищах».7
Самыми первыми археологическими памятниками древних майя известным европейцам были, пожалуй, города, городища и поселения северной области расселения майя. Уже во время завоевания испанские конкистадоры натыкались на п-ове Юкатан на древние развалины. Одним из первых городов майя был описан город, относившийся к первой группе (столицы) селений по классификации С.Г.Морли Чичен-Ица. Честь составления первого описания этого крупнейшего города майя по праву принадлежит испанскому провинциалу епископу Диего де Ланда.8 После его посещения город был надолго предан забвению. Открыл развалины Чичен-Ицы для европейских ученых североамериканский путешественник Д.Л.Стефенс в 1842 г.
Следующий важный шаг в изучении Чичен-Ицы сделал французский археолог Клод Жозеф Дезаре Шарне (1828 1915). Он был в Чичен-Ице дважды. Мысль К. Ж. Д. Шарне о взаимозависимости Чичен-Ицы и тольтекского Толлана оказалась поистине пророческой. Любитель-археолог Огюст Ле-Плонжон (1828 1908) производил интересные раскопки в Чичен-Ице, где нашел наиболее известную статую Чак-Мооля, находящуюся теперь в Мексиканском национальном музее археологии и этнографии. Альфред Персивал Моудсли (1850 1930) в 1888 1889 провел пять месяцев в Чичен-Ице, внимательно изучая памятники. Большой вклад в изучении Чичен-Ицы был сделан Теобертом Малером (1842 1917), который в этом городе проводил исследования несколько раз, начиная с 1891. Почти одновременно с Т. Малером в 1892 северный район майя посетил русский этнограф С.К.Патканов, оставивший краткое, но интересное описание виденных им археологических памятников Юкатана и ценные заметки по этнографии Мексики.9 Хотя известный американист У.Х.Холмс (1846 1933) провел в Чичен-Ице всего лишь семь дней, его работа в этом городе расценивается специалистами не менее важной, чем исследования Моудсли. Превосходно снятые планы зданий, тщательные измерения их, фотоснимки и рисунки служат надежной документацией до сих пор. 30 лет отдал изучению Чичен-Ицы американский консул в юкатанских городах Мериде и Прогрессо Эдвард Герберт Томпсон (1860 1935). Томпсон открыл и исследовал могилу верховного жреца, а также несколько других зданий городища, но основной его целью было обследование дна Священного колодца. Он с 1904 по 1910 систематически обследовал дно Священного колодца сперва при помощи землечерпалок, а затем водолазов. Было найдено большое количество каменных (в основном нефритовых) изделий, керамики, деревянных и металлических (в том числе золотых) предметов, антропологических материалов.10 С 1924 городище Чичен-Ица стало объектом долголетнего изучения, проводимого Отделом Исторических Исследований (позднее переименованного в Департамент Археологии) института Карнеги в Вашингтоне. За это время была составлена подробная карта развалин, изучены керамические, этнографические и лингвистические материалы, раскопаны и частично восстановлены наиболее важные архитектурные памятники.
В последние годы мексиканские ученые предприняли новую атаку на Священный колодец Чичен-Ицы. Используя землесосную установку, им удалось поднять со дна довольно много ценного археологического материала, в том числе золотые и медные изделия, фрагменты керамики, вотивные приношения в виде зверей и птиц из каучука, кранеологический материал и т. д. всего несколько тысяч предметов. Была составлена первая карта дна сенота.11
Важный для понимания поздней истории майя город Майяпан вначале не привлекал особого внимания, хотя он чрезвычайно часто упоминался в индейских и испанских письменных источниках. В 1841 его посетил Стефенс, в 1865 Брассер де Бурбур, а затем в 1881, там произвел небольшое обследование Ле-Плонжон. И только в 1950 экспедиция Института Карнеги начала серьезные археологические раскопки в Майяпане.