Если игрушки получаются жёлтые, то опылите их по спине оранжевой в обжиге глиной, а если получаются оранжевые то припылите по бокам жёлтым в обжиге цветом. Наша серо-белая глина в обжиге жёлтая. Её можно растереть в пыль бутылкой на стекле и присыпать. Все глины, заражённые известью, можно вот так растирать и ими опылять, проблем не будет. Этот приём применяется и в обжиге дровами. Припыленная игрушка всегда веселее и разнообразнее, чем одноцветная.
Декорирование игрушки
Выписка из реестра.«Игрушка имеет уникальный штампиковый (ямчатый) декор. В этом состоит её художественная ценность и главная отличительная особенность от других известных игрушек».
По сырому изделию штампиками с геометрическим рисунком (линия, квадрат, уголок, треугольник, круг, полушарие и т. д.) оттискивается простой или сложный геметрический рисунок. После высыхания в штампиковые углубления (выборочно) закапывается краситель нужного цвета. После просушки игрушка покрывается при помощи тампона или пульвелизатора, молоком, акриловым лаком, разведённым клеем ПВА или акриловыми грунтовками. Они предохраняют глину от негативного воздействия масляного бесцветного лака, который наносится в последнюю очередь.
Надо заметить, что век технического прогресса, как облегчает поиск простых геометрических штампиков, так и развращает. Технический прогресс предоставил игрушечникам большое количество отвёрточных наборов со сменными головками. Здесь тебе и звёздочки и шестигранники и многое другое в большом количестве. Всё сделано ювелирно точно и даже микроскопично. Игрушечники взяли инструменты на вооружение и у нас на игрушках появляется калейдоскоп из миниатюрных сложных рисунков начисто вытесняя простейшие геометрические фигуры, которыми пользовались наши предки. Давайте подумаем, как эти вещи уравновесить, иначе мы не разовьём, а потеряем старинный декор, начисто заменив его отвёрточным. Надо стремится к ненавязчивой простоте.
Лучевой спектр игрушки
Выписка из реестра.«Надо отметить, что в результате покрытия лаком, изделие отражает солнечные лучи не только всей своей поверхностью, а каждое штампиковое углубление, на теле изделия, отражает лучи по-своему, оно даёт свой угол отражения и свой лучевой спектр».
Об этом поговорим поподробнее. Здесь важно иметь представление о плотности штампикового декора. Всего этого в реестре не прописано, да и не может быть прописано.
Один из главных критериев игрушки искромётность. Так, сами понимаете, два, три, или пять штампиковых оттисков искромётности не создадут. Игрушка должна вся своими ямками искриться. А посему по всему телу игрушки должен быть ямчатый декор. И если есть необходимость, то задействуются поверхности и хвоста, и гривы, и чёлки. На фотографиях, размещённых в конце книги, показана плотность штампикового декора, создающая искромётность.
Сложные геометрические рисунки, состоящие из простейших рисунков, обычно наносятся на груди, боках или спине животного. Более мелкие рисунки рассыпаются по телу исходя из задумки игрушечника. Плотность их нанесения, как я уже говорил, влияет на искромётность, но без меры этого делать не стоит. Нужно нарабатывать опыт и со временем в вас проснётся это чувство меры.
Основные игрушки
Выписка из реестра.«Основной компанентой игрушек были узнаваемые животные. Наибольшей популярностью пользовались свистки с головами животных. Свистки были разной величины: маленькие с одним или двумя игральными отверстиями и большие свистки «гуделки».
Маленькие свистки делались на палочку. В начале облепливалась палочка, чтоб получить резонатор. В резонаторе вырезалось квадратное отверстие со скошенной стороной, а затем прилеплялась вдувная деталь с отверстием. После этого свисток украшался, ушками, хвостиком, ножками, получалось примитивное животное.
Побольше свистки делались из глиняной пирамидки с тремя боковыми гранями. Вершина пирамидки изгибалось и из неё вылепливалась голова козы, барашка, коня и т. п. По бокам проделывались один или два игральных отверстия (см. фото в конце книги).