Нынешняя книга была написана на основе диссертации и статей, поддержанных грантом РНФ 14-28-00213. По настоящей теме опубликовано 17 статей, причем большая часть результатов исследовательской деятельности автора напечатана в журналах из списка RSCI Web of science, ВАК, РИНЦ, из перечня рекомендованных Минобрнауки РФ на основании решения ученого совета МГУ.
Работа в библиотеке École Française dAthenes и других научных учреждениях, библиотеках и архивах г. Афин в ноябре 2017 г. была поддержана грантом Французской археологической школы для аспирантов.
Хочется выразить благодарность тем людям, без которых эта работа не была бы написана в ее нынешнем виде: научному руководителю академику С. П. Карпову; директору Архива РАН в 2003-2017 гг., к.и.н. В. Ю. Афиани и руководителю филиала СПбФ АРАН д.и.н., чл.-корр. РАН И. В. Тункиной (СПбФ АРАН), д.и.н., проф. P. Μ. Валееву, к.и.н. А. Ю. Виноградову, к.иск. А. В. Захаровой, к.и.н. А. Μ. Крюкову, к.ф.н. Л. В. Луховицкому, специалисту в области архивного дела К. Е. Новохатскому, к.и.н. И. Г. Таракановой и д.и.н. P. Μ. Шукурову. Благодарю также к.и.н. О. В. Селиванову, в соавторстве с которой вышла моя первая научная статья, и других коллег из Архива РАН Москвы и Санкт-Петербурга; С. Н. Мещерякова, проверившего для меня каталоги нескольких киевских архивов, коллекционера В. Б. Кравцова, любезно выславшего мне для публикации и изучения сканы акварелей архитектора Н. Б. Бакланова. Отдельное спасибо всем, чьи ценные замечания к тексту сделали его лучше, в частности, А. С. Ануфриевой, а также семье и друзьям. Анализ фресковой живописи и росписей был написан совместно с А. В. Захаровой.
К сожалению, не все материалы экспедиции обнаружены или доступны для исследования. Где-то есть вторая часть архива архитектора Н. Б. Бакланова; недавно часть акварелей экспедиции выкупил Эрмитаж. Планируется их публикация. Пока не найдены цветные акварели украинского археолога H. Е. Макаренко по его собственным словам, опубликованным в «Известиях Академии наук», он зарисовал все изображения из Дворцовой церкви Комнинов. Самого Макаренко ждала непростая судьба; представляется, что именно по этой причине его личного архива нет в центральных украинских архивах.
Памятники Трапезунда на данный момент далеко не в таком состоянии, как были в начале XX в. Некоторые оказались разрушены временем, некоторые землетрясениями, что-то уничтожили в процессе жизнедеятельности местные жители, и потому многие фотографии экспедиции теперь имеют значение первоисточника. Благодаря современной технике, графическим фоторедакторам, только в последние десятилетия удалось прочесть надписи на стенах Дворцовой церкви, которые не смогли прочесть даже те, кто видел остатки этой живописи своими глазами. Если церкви Св. Софии посвящены объемные научные исследования, то практически неисследованной остается живопись храмов Св. Евгения и Св. Анны, закрытая штукатуркой. Точечный анализ и вскрытие отдельных частей внутренней поверхности храма в 19161917 гг. показали, что византийские фрески там есть. Но ни одной возможности для исследования этих памятников стой поры не представилось. Пример не сохранившейся до наших дней Дворцовой церкви показывает, что в любой момент такую возможность можно утратить навсегда.
Источниковедческий очерк[12]
Особенность источниковедческого характера этой работы состоит в том, что даже историографический ее компонент (история экспедиции) был основан на работе с неопубликованными архивными источниками.
Источниковую базу исследования составляют письменные нарративные источники воспоминания, переписка, телеграммы, организационная документация, приказы и распоряжения, отчеты и черновики отчетов, стенограммы докладов на заседаниях, тексты докладов, газеты; визуальные изображения карты, планы, схемы, рисунки карандашом и акварелью, фотографии, а также сочинения византийских авторов Иоанна Евгеника и Виссариона Никейского, содержащие описания города Трапезунда в Средневековье.
Таким образом, источники можно разделить на несколько типов: письменные (изданные и неизданные отчеты и их черновики, дневники и переписка участников, черновые заметки, опубликованные византийские источники) и визуальные (негативы, фотографии, акварели, рисунки, эстампаж).
Основным источником по данной теме является фонд Трапезундской экспедиции и личный фонд академика Ф. И. Успенского, хранящиеся в СПбФ АРАН. Там находится основная часть архива экспедиции. На аукционе https://artinvestment.ru/ автором настоящей работы также были выявлены рисунки, сделанные Н. Б. Баклановым (рис. 19А, 74А, 33В и др.) в экспедиции с изображениями памятников и стен акрополя. Помимо этого, было просмотрено огромное количество личных фондов адресатов академика,