Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Откуда есть пошла Русская земля 2.0. От мезолита до Рюрика файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Анатолий Овчинников
Откуда есть пошла Русская земля 2.0. От мезолита до Рюрика
Вступление. Откуда есть пошла данная работа.
«Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет»
(Повесть Временных Лет).
«Прошлое в России всегда непредсказуемо» эта ироничная фраза может служить лейтмотивом учебников истории СССР-России последнего столетия. Зависимость исторических концепций от пристрастий и вкусов очередного «лидера нации» привела, в том числе, к неизбежному раздраю и в современном воззрении на события не только советского (и постсоветского) периода, но и на более отдаленные времена. Так, несмотря на разгул государственного патриотизма, носящего порой истерический характер, в исторической науке все еще процветает «норманизм» с его концепцией занесения извне в 9 веке германо-норманами на нашу землю не только государственности, но и всех начальных устоев, законов, обычаев и установлений (даже в быту), да что там самого имени Русь и самой нашей этнической самоидентичности русские!
Толчком к настоящей работе послужила одна из передач «Маяка» на историческую тему, вышедшая в эфир еще весной 2016 года (к сожалению, более точной даты автор тогда записать не удосужился программа называлась «Кафедра»), в которой из уст приглашенного эксперта доктора наук и профессора Высшей школы экономики (фамилия его также не запомнилась увы!) прозвучал поразивший тогда автора тезис о невозможности существования в принципе докириллической письменности на Руси. Передача была посвящена историческим подделкам и фальшивкам и, в частности, обсуждался небезызвестный эпизод со знакомством св. Кирилла (в миру Константина) в бытность его в Крыму с некими «русскими письменами», которыми уже к тому времени был начертан христианский псалтырь. Докладчик в качестве одного из своих аргументов в опровержение подобного явления утверждал, что в 860 году (при посещении Кириллом крымского Херсонеса) не могло существовать в принципе ничего «русского», так как сами термины «Русь, русы, русские» появились только с призванием на Русь (а ведь без «Руси» никак не обойдешься) варягов во главе с Рюриком; что русь это название скандинавского племени норманнов, правивших на Руси с 862 года.
Отсюда в его рассуждениях следовал как бы логический вывод: раз варяги-русь в указанном году достигли только Новгорода (вернее, земли словен и кривичей авт.), еще не добравшись до Крыма, то и «русские письмена» там не могли быть в принципе. И, кстати, согласно верованиям норманистов Кирилл в Херсонесе столкнулся не с русскими, а с некими «сурскими» письменами (подмена «сурские» на «русские» произошла, якобы, в течение нескольких последующих переписок монахами изначального документа) какой-то еврейской секты, бытовавшей в то время в Херсонесе. Сурский он же сирийский, он же вариант арамейского языка вообще-то даже не индоевропейский, он относится к группе семито-хамитских языков и его алфавит является дальним, очень дальним родственником греческому через общую первооснову финикийские письменные знаки конца II-го тыс. лет до н.э. [1]. В этой же работе автор доказывает, что Константин работал в Крыму с христианскими текстами на готском языке. Выдающийся филолог и ученый Средневековья, будущий автор славянской грамоты Кирилл разбирается в неизвестных ему доселе письменах, отделяя, между прочим, гласные от согласных (а это принципиально важно), и, в общении с неким местным носителем то ли русского, то ли «сурского» языка, то ли вообще готского осваивает новый язык и впоследствии начинает составлять для него грамоту и алфавит на базе родного греческого [2]. Очень смахивает на сказку. Этот эпизод из жизни великого просветителя до сих пор остается загадкой. Славянофилы убеждены, что Кирилл обнаружил в нынешнем Севастополе какие-то древнерусские письмена [3], а вот норманисты-западники убеждены в готско-сирийско-хазарском происхождении «русских письмен» в Крыму той поры. Ну, а мы здесь упираемся в логический тупик и в пресловутый когнитивный диссонанс: письмена те не могли быть «русскими», так как русские к 860 году до Крыма еще не добрались, но и «сурскими» тоже по невозможности на базе арамейского языка изобрести славянскую грамоту. Споры ученых идут 300 лет, консенсус не предвидится.
В следующей передаче радиостанции «Маяк» была раскрыта и тайна происхождения самого термина «Русь». Докладчик (тот же), правда, признавал, что его мнение не претендует на 100%-попадание, но оно как ему видится ближе всего ложится в общую канву. Так вот, в ВШЭ считают, что Русь это от норманнского «roos rootsi», что означает «гребец, гребцы» (так финны зовут шведов). Скандинавы-варяги, в основном, гребли на своих галерах, благодаря подобной привычке соседние финны так их и прозвали, а уже от финнов русские (без этого термина трудно обойтись) ну, хорошо, не русские, а некие тамошние славяне переняли данное прозвище уже для своих словарей. И это не анекдот, это наука! Здесь надо признать, что эти ruotsy-rootsi не есть изобретение современных норманистов из Высшей (на минуточку!) школы экономики: этот след тянется едва ли не с 18 века, благодаря трудам современников Ломоносова Байера, Миллера и К. [3]. В понимании норманистов (а эта теория правит в исторической науке последние 300 лет), до появления Рюрика с братьями и дружиной в будущих Новгороде и Киеве Руси как таковой не существовало. Не было русских, русского, русичей, русов. Все это нам дали продвинутые германцы-норманы. До их появления по земле нашей бродили дикие неорганизованные стада дикарей в шкурах и с дубинами. «Гардарики» или «страна городов» наша Русь-матушка, на которую, раскрыв рот, на самом деле смотрели эти варяги, получается не в счет?! Занавес!