Демонстрируется домотканый и войлочный ковёр.
Изготовление ковров распространенное ремесло в быту овцеводов. Башкиры ковры как ткали, так и изготавливали путём валяния шерсти, то есть занимались кошмоделием, об этом волшебном искусстве изготовления я вам расскажу. Изготовление войлочного ковра очень трудоемкий и древний способ обработки шерсти. Войлоком покрывали стены и купол юрты: он не только утеплял жилище степняка, но и защищал от палящего солнца, ливневых потоков, ветров и ураганов. Позднее, с переходом башкир к оседлости, кошмами застилали пол и нары в домах. Из войлока изготавливали молитвенные коврики и многое другое.
Изготовление кошмы предполагает несколько этапов. Состриженную шерсть сначала основательно разбивают прутьями, очищая от возможных комочков грязи и пыли, затем расчесывают на специальном деревянном гребне.
Потом на камышовой циновке раскладывается одноцветная основа будущей кошмы. Опытные мастерицы выкладывают поверх основы будущий узор из разноцветной шерсти. Затем вся выкладка вместе с подстилкой скатывается в рулон и несколько часов катается взад-вперед. Периодически рулон поливается холодной водой или кипятком для лучшего сваливания шерсти. Время от времени рулон разворачивается, чтобы при необходимости поправить рисунок вручную.
И сегодня мы видим настоящий войлочный ковёр, на котором изображены семь прекрасных девушек. Эта войлочная картина рассказывает нам древнюю легенду о том, что возле одного озера, в давние времена жили кочевые племена башкир. И вот напали на них казахи, перебили мужчин, взяли в плен самых красивых женщин, в том числе семь сестер, силой увезли с собой. А чтобы не убежали плененные женщины, они, надрезав им ступни ног, вставили туда конский волос. Однако не смогли гордые сестры вынести плен, и решили они убежать. Глубокой ночью, когда все уснули, они убежали в башкирские степи. Казахские воины, обнаружив побег, погнались за ними. Девушки босиком, их ноги колет и режет конский волос, бежать больно. А казахские воины на конях, и они вот-вот догонят беглянок. Впереди было озеро, и отчаянные девушки, взявшись за руки, вошли в озеро И утонули свободолюбивые башкирские девушки в озере. В память о семи сестрах озеро назвали Культубан, что в переводе с башкирского «Конский волос».
Вот такая грустная легенда, а наша последняя подсказка должна располагаться под старинной легендой. Давайте, посмотрим.
Ведущий достаёт подсказку, читает её содержание.
Задание 7 Вы большие молодцы, выполнили все задания, а теперь пришло время праздника Сабантуй. Всё необходимое для празднования вы найдёте в праздничной повозке, на которой ездили по деревне перед сабантуем и собирали подарки для победителей праздника.
Из телеги достаётся набор предметов для проведения праздника «Сабантуй».
Экскурсовод рассказывает о празднике и демонстрирует слад-презентацию «Сабантуй».
Сабантуй это народный весенний праздник у татар и башкир. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке плуг и туй праздник). После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других. История татарского Сабантуя насчитывает более тысячелетия. Такой, каким был много веков назад: на лоне природы, с песнями, плясками, кипящими самоварами и щедрыми скатертями-самобранками, этот праздник остаётся и сейчас.
Подготовка Сабантуя всегда начинается задолго до самого праздника. В старые времена девушки всю зиму собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили. Перед Сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили красивые расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и, окруженная шумной веселой толпой, процессия с шутками и смехом обходила аул, создавая у всех праздничное настроение.
Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную еду, рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев или на солнечных полянках. Праздник начинается торжественным подъемом символа Сабантуя белого полотенца с красными концами,
К сожалению!!! По просьбе правообладателя доступна только ознакомительная версия...