Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Образы мифов в классической Античности файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Сьюзен Вудфорд
Образы мифов в классической Античности
Посвящается Хелен
οστις δ πλοuτον η σθένος μαλλον φίλων
γαθων πεπασθαι βούλεται, κακως φρονει.
Глупец, кто ценит здесь богатство, силу:
Дороже всех даров надежный друг.
Перевод:
Юлия Евсеева
Редактура:
Сергей Кокурин
Дизайн:
ABCdesign
(Дарья Зацарная)
© Susan Woodford, 2003
© ООО «Ад Маргинем Пресс», 2022
Благодарности
Мои друзья великодушно предоставили в мое распоряжение свое драгоценное время и многочисленные таланты критикуя, подсказывая, исправляя и ободряя меня сверх меры. Без их щедрой помощи было бы гораздо меньше ясности и гораздо больше ошибок. За это я сердечно признательна Люсилле Бёрн, Барбаре Говард, Карле Лорд, Иэну Макфи, Дженни Марч, Дэвиду Миттену, Элизабет Пембертон, Нэнси Ремидж, Роуэне Розенбаум, Джослин Пенни Смолл, Елене Соломон, Дифри Уильямсу, Кэтрин Хоби и моему терпеливому, верному, доброму домашнему редактору Питеру Вудфорду. Если и закрались какие-то ошибки, они всецело на моей совести.
Я также благодарна Джонатану Байеру за великолепные фотокопии из громоздких книг и за другие мастерски выполненные снимки, Сьюзен Бёрд за кропотливые cрисовки едва ли различимых иным способом орнаментов ваз и саркофагов, Деборе Блейк за полезные технические советы, а издательству Duckworth за разрешение использовать материал из моих публикаций и, наконец, Ольге Палагии, без вдохновляющей поддержки которой я не приступила бы к этой книге, и Беатрис Рель, благодаря которой я смогла ее закончить.
О терминологии и написании
Периодизация греческого и римского искусства
Греция
Архаический период: формы древнегреческого искусства, возникшие в середине VII начале V века до н. э.
Классический период: греческое искусство в период между последней Греко-персидской войной (490479 гг. до н. э.) и смертью Александра Македонского (323 г. до н. э.).
Эллинистический период: искусство, развивавшееся после смерти Александра Македонского на завоеванных им обширных территориях, которыми управляли его преемники, до окончательного завоевания всех эллинистических государств римлянами в 31 году до н. э.
Рим
Период республики: ранний этап римского искусства, определявшийся сильным влиянием этрусков; длился с VI по I век до н. э.
Период империи: римское искусство при императорах, начиная с первого императора Августа (правил с 27 по 14 г. н. э.).
* * *Аттический период относящийся к Афинам и искусству афинян.
Написание
Передача греческих имен довольно затруднительна. Многие из них давно «национализированы» современными языками (Приам) или латинизированы (Ахилл, Аякс). Другие чаще встречаются под оригинальными греческими именами (Геракл).
Я сразу оставила все попытки согласовать написание греческих имен. Чаще всего я использовала ту форму, которая, на мой взгляд, более знакома читателю или лучше подходит к контексту. Например, я транслитерировала греческие имена для менее известных мифов Греции и прибегала к латинской версии имен, когда речь шла о римском мифе или произведении искусства. Альтернативные варианты имен (если они имеются) указаны в Глоссарии.
Часть первая
Введение
Глава I
Мифы и образы
Греческие мифы редко веселят и бодрят, чаще всего они мрачны, жестоки и грубы. Миф о Троянской войне обрамляют две зловещие истории, и в обеих в жертву приносят невинную девушку.
Когда объединенное греческое войско во главе с могущественным царем Агамемноном готовилось переплыть Эгейское море и обрушиться на Трою, оно столкнулось с непреодолимым препятствием безветрием. К ужасу греков, спасти положение можно было лишь одним способом: принеся в жертву богине Артемиде, оскорбленной Агамемноном, дочь царя, девственницу Ифигению. Как только девушку отправили на заклание, ахейцы смогли продолжить путь и в конце концов захватили город.
После того как Троя пала, а ее правителя убили, победоносным грекам, чтобы благополучно вернуться домой, пришлось совершить еще одно чудовищное деяние. Призрак павшего на поле брани Ахилла потребовал для себя в качестве трофея невинную дочь побежденного царя Приама, юную Поликсену. Посмертное желание величайшего из воинов нельзя было не исполнить, поэтому девушку принесли в жертву, после чего греки отплыли восвояси.