Ключ к узнаванию мифа в образе
(1) Жертвоприношение Ифигении
Фреска, римская настенная живопись в Помпеях 6379 гг. н. э.
Национальный археологический музей, Неаполь
На римской росписи (ил. 1), сохранившейся на стене дома в Помпеях, двое мужчин, обхватив, несут полуобнаженную девушку. Она простирает в мольбе руки и обращает взор к небесам. Жрец справа в смятении поднес руку к подбородку, в другой держит меч. На голове его венец, он готов совершить ритуал. Меч указывает на неизбежность жертвоприношения. Девушка обречена на смерть.
(2) Поликсену приносят в жертву на могиле Ахилла
Чернофигурная аттическая амфора
Около 570560 гг. до н. э.
Британский музей, Лондон
(3) Ифигения добровольно идет на смерть
Апулийский краснофигурный кратер с волютами
360350 гг. до н. э.
Роспись: Мастер Илиуперса
Британский музей, Лондон
На греческой вазе (ил. 2) сюжет более натуралистичен и жесток: мы видим, как приносят девушку в жертву. Ее, плотно спеленатую, держат трое воинов, а четвертый перерезает ей горло, из которого хлещет кровь.
Кто эти несчастные жертвы? Как мы их узнаем?
Девушку на вазе (ил. 2) опознать нетрудно: имя написано над ее головой. Это Поликсена, а ее убийца Неоптолем, сын Ахилла. Его имя тоже указано, как имена всех действующих лиц.
Надписи очень точно и (как правило) однозначно определяют сюжет.
Но что можно сказать о девушке на римской фреске (ил. 1)?
Здесь нет надписей, но есть другие подсказки, которые помогают установить сюжет. В небесах справа мы легко узнаем по луку в руке богиню Артемиду (видна только ее верхняя часть). Она призывает нимфу, которая появляется слева из облаков, придерживая лань.
По одной из версий мифа, Артемида в последнюю минуту заменила Ифигению ланью, девушку же чудесным образом перенесла в Тавриду, сделав своей жрицей. Присутствие в небесах лани, вскоре заместившей на алтаре девушку, идентифицирует жертву. Это может быть только Ифигения, потому что несчастная Поликсена не удостоилась чудесного спасения в последнюю минуту.
Одной лани достаточно и для того, чтобы узнать Ифигению на греческой вазе с юга Италии (ил. 3). В центре композиции алтарь, за которым стоит человек, готовый совершить жертвоприношение. Нож в его руке направлен в сторону торжественно приближающейся девушки, за которой, как тень, следует лань; видны только голова, ноги и круп животного. Центральную сцену обступают другие фигуры: вверху справа Артемида, замышляющая подмену девушки ланью, напротив богини слева брат-близнец Аполлон, который не участвует в этом мифе, но нередко изображается в паре с сестрой. Ниже слева молодой мужчина, помогающий при жертвоприношении, а еще левее от него женщина.
На этой вазе Ифигения идет покорно, тогда как на римской фреске (ил. 1) она сопротивляется несущим ее на заклание. Действительно, есть два предания о том, как Ифигения встретила свой конец. Согласно первому, ее принесли в жертву насильно. Наиболее ярко это описано Эсхилом в трагедии Агамемнон, где хор рассказывает, как в обмен на попутный ветер, перебросивший войско греков в Трою, девушку безжалостно, словно животное, зарезали на алтаре:
Ни воплями, ни мольбой дочерней,
Ни молодой красотою нежной
Вождей военных не тронет дева.
Отец молитву свершил и слугам
Велел схватить ее, в плащ закутать,
Как козочку, на алтарь повергнуть,
Наклонить лицом вперед
<>
А стрелы глаз,
Как на картине, с немой мольбой,
Она метнула в убийц <>
По другому преданию, Ифигения, узнав об ожидавшей ее участи, сначала ужаснулась, но, поразмыслив, смиренно приняла свою судьбу. Этот неожиданный поворот трогательно описан в трагедии Еврипида Ифигения в Авлиде.
Я умру не надо спорить, но пускай, по крайней мере,
Будет славной смерть царевны <>
На меня теперь Эллада, вся великая Эллада
Жадно смотрит <>
без счета мириады
Их, мужей, встает, готовых весла взять, щитом закрыться <>
Мне одной, за жизнь цепляясь, им мешать?.. <>
если я угодна в жертву
Артемиде, разве спорить мне с богиней подобает?
Что за бред!.. О, я готова Это тело дар отчизне.
Вы ж, аргосцы, после жертвы, сройте Трою и сожгите <>
Художники вольны были выбирать, какое из преданий воспроизводить. Живописец, который расписывал вазу (ил. 3), показал Ифигению, как и Еврипид, идущей к жертвеннику спокойно, с достоинством, тогда как римский мастер (ил. 1) предпочел мрачную историю Эсхила, поэтому его Ифигения испуганная жертва, которую двое мужчин, крепко ухватив, несут на алтарь.