Поэтому, во-первых, каждая партия, во главе со своим нагвалем, преобразует учение, вплоть до изменения слов, изменения акцентов, но какая-то главная идея, которую мы попытаемся и сейчас и в дальнешем выразить остается; можно сказать, даже, что весь курс изучения Кастанеды имеет целью понять одну главную идею, или, другими словами, стать на точку зрения "воина", поэтому "путь знания", или "путь воина", как он еще иначе называется, есть движение к этой точке зрения или, как говорит Кастанеда, к точке сборки, которая центрирует вокруг себя все воспринимаемое многообразие мира. В зависимости от того, какова точка сборки, человек воспринимает мир по-разному: и простейшие вещи, и тем более по-разному расставляет акценты и строит систему ценностей. Поэтому разные партии нагваля могут иметь разные мировоззрения; разное позитивное (положенное) знание, хотя идея у них у всех общая. Мы будем изучать Кастанеду основываясь, в первую очередь, на мировоззрении партии дона Хуана, но, сохраняя традицию пути знания, мы будем стараться его как-то творчески переосмыслить.
Произведения Кастанеды излагаются литературным и метафорическим языком, настолько метафорическим, что понимание Кастанеды обусловлено, в первую очередь той точкой зрения, на которой находится читатель; он, другими словами, извлекает из этих произведений то, что он хочет извлечь. Поэтому часто оказывается, что люди, прочитав Кастанеду, не находят в нем ничего интересного, или, наоборот, проецируют его мысли на какую-то отрицательную ось, называя его "черным магом" или еще чем-нибудь в этом роде, противопоставляя другим каким-то культурным ценностям. Для чтения Кастанеды очень важна интерпретация например та, которую я буду давать и которую мы вместе будем строить.
В отношении произведения Кастанеды мы будем придерживаться следующей позиции: кто что-то прочитал очень хорошо, но можно, по мере того, как мы будем продвигаться дальше, заново это перечитывать. Если человек хоть как-то зацепился за путь знания, то можно перечитывая заново и заново какие-то тома Кастанеды, каждый раз находить в них какие-то новые моменты, новые мысли.
На данный момент издано 8 томов Кастанеды: первые 2 тома имеют более мистический и литературно-сказочный характер, там одним из методов, применяемых для самосовершенствования, является использование психотропных растений. Я бы сказал, что это довольно примитивные методы, и сам Кастанеда, по мере своего движения, по "пути знания", отказался от них. Начиная с четвертого тома эти методы не встречаются, и в дальнейшем им дана, в общем-то, негативная оценка.
Наибольший интерес представляет собой 3, 4, 7, 8 тома. В 5, 6 томах рассматриваются частные вопросы, которые для некоторых могут представлять ведущий интерес, в частности, там рассматривается вопрос о сновидении. Главным философским произведением, видимо, является 7-ой том, и некоторые люди читают 7-й том месяцами подряд и каждый раз находят что-то новое, потому, что поняв что-то одно, человек получает возможность увидеть что-то новое, что-то другое.
Первое, что надлежит понять: это то, что мы являемся частями целого, частями не механическими, отделенными от других частей и от целого границей, а частями, имманентно тождественными целому. Сам мир, представляет собой некий единый организм, и эту форму единства издавна называли словом "бог".
Возможны два подхода к этому единству. Первый подход - сугубо религиозный, который признает существование "отца нашего небесного", присутствующего в каждой твари, и, особенно, в каждом человеке. Второй - материалистический подход, говрит о взаимосвязанности и гармонии вселнной, так, что движение каждой частицы влияет на состояние всего целого и, наоборот, движение всего целого влияет на состояние каждой частицы.