Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Пост. Пасха. Пятидесятница - протоиерей Григорий Сергеевич Дебольский

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Пост. Пасха. Пятидесятница файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Протоиерей Григорий Дебольский

Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Пост. Пасха. Пятидесятница

Отцы святии сие установиша правило: егда некий устав Церковь святая содержит твердо и непрекословно, времени же установления того постигнути и начала его в книгах обрести не можем, знамение неложное есть, яко устав оный от самих апостолов святых произыде.

Митр. Стефан Яворский. Камень веры

Рекомендовано к публикации Издательским советом

Русской Православной Церкви

ИС Р19-928-3430



Печатается по изданию: Прот. Г. С. Дебольский. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. T. II. Изд. девятое. СПб., 1894.



© Издательство «Сибирская Благозвонница», оформление, 2022

Дни постные

Отличие постных дней от праздников


Говоря о днях богослужения скорее в порядке историческом, переходим от непереходящих праздников к постам, потому что учреждение их зависело от установления праздников, перед которыми они положены. Так, пост перед праздником Рождества Христова установлен ради этого праздника; Богородичный ради праздника Успения Пресвятой Богородицы; Апостольский ради дня святых апостолов; посты в день Воздвижения Животворящего Креста и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи ради событий, воспоминаемых Церковью в эти дни. Установление Великого поста, а также поста в среду и пяток хотя и независимо от праздников (см.: Лк. 5,35), но появились они не прежде и, следовательно, ради тех праздников, которым они теперь предшествуют.

По делам благочестия, которым мы должны посвящать дни постные и особенно время говения, то есть время, избранное нами для особенного благоговения, самоиспытания и достойного приготовления себя к покаянию и причащению, дни поста приближаются к разряду праздников. Об этом свидетельствует и слово Божие: Пост соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но по чувству, которое посты первоначально поселяют в нашем сердце, они отличаются от праздников.

В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых; в праздники воспоминанием благодеяний Церковь прямо располагает нас к духовной радости и надежде, в посты к сокрушению и слезам, от которых радость и веселие происходят впоследствии; в праздники, сообразно духовному веселию, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты предписывает более скудную.

«Пост это дело Божие,  говорит блаженный Симеон Фессалоникийский,  потому что Бог не нуждается в пище; образ жизни и добродетель Ангелов, потому что они существуют без пищи; умерщвление тела, потому что, изнеживая его, мы становимся мертвы (по душе); наконец, это средство удаления от страстей, потому что страсти возбуждаются чревоугодием и объядением. Пища,  говорит апостол Павел,  для чрева, и чрево для пищи (1 Кор. 6, 13)»[1]


Значимость и древность поста


Пост начался из послушания Богу и благочестия в первоначальной, ветхозаветной Церкви Божией. Принимая пост в смысле более пространном, можно сказать, что он начался от самого создания человека. Потому что Творец первоначально благословил ему употреблять в пищу только плоды деревьев и растения (см.: Быт. 1, 29). После потопа уже, при благословении нового бытия мира, когда Бог обещал: Не буду больше поражать всего живущего за человека (Быт. 8, 21),  Он благословил человеку употреблять в пищу все движущееся, что живет (Быт. 9, 3).

Яснее начала поста указаны во дни Моисея, который, беседуя с Богом на горе Синай сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34,28). Пост содержим был в Ветхозаветной Церкви во все времена: и во дни Моисея, и во времена судей (см.: Суд. 20, 26) и царей (см.: 1 Цар. 7, 6), и после плена Вавилонского (см.: 1 Езд. 8, 21). В Ветхом Завете пост был и чрезвычайный, или всенародный, и частный. Так, сорокадневный пост Моисея и Илии по непосредственному велению Божию можно назвать чрезвычайным.

Всенародный пост был тот, который соблюдался всем народом Божиим по установлению закона ежегодно в определенные Богом и Церковью дни (см.: Зах. 8, 19). В эти дни иудеи постятся до сих пор. Таков, например, праздник очищения или умилостивления, праздновавшийся в десятый день седьмого месяца тисри, соответствующего сентябрю. В это время года поспевшие плоды земные, по-видимому, призывали народ не к посту, а к наслаждению. Однако Сам Бог назвал день этого поста нарочитым, святым и заповедал хранить его законно вечно, вродыродов (Исх. 30,10; Чис. 29, 7).

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге