Много указаний на великолепные сады и парки в Древней Греции дает литература. Наиболее хорошо можно представить себе сады нимфы Калипсо на острове Огигия. По описанию Гомера сад был расположен в гроте и состоял их 4 тенистых боскетов с фонтаном посередине. О публичных парках Афин известно только то, что они были местом зарождения философских школ, в одном Академе учил Платон, в Лицее Аристотель. Отсюда ведет свое начало парк общественного типа. В Греции, по-видимому, стремились учесть расположение построек и посадок с условиями местности. В то же время, в садово-парковом строительстве древних греков преобладала строгая симметрия. Аллеи и парковые площади украшались фонтанами, колоннами, вазами, скульптурами и пр. В посадках греки широко использовали кипарисы, пихты, дубы, чинары, пальмы, оливковые деревья и другие древесные породы, украшая ими храмы и свои жилища.
Пользуясь достижениями египетской и греческой культуры, римляне создали свою парковую культуру, которая до сих пор считается одной из самых богатых в древней мировой истории. Садовое декоративное строительство древнего мира со своими геометрическими садами и парками в эпоху своего расцвета внесло ценный вклад в сокровищницу мировой культуры и оказало влияние на развитие садово-паркового искусства по всей Европе. Раскопки, проведенные в Помпее, позволяют судить о зеленых двориках виридариях, окруженных колонами и украшенных фонтаном или небольшим бассейном и окруженных клумбами цветов. Чтобы не чувствовать, что пространство садика ограничено со всех сторон, стены дома покрывали фресками, изображающими перспективы фантастических садов. Фрески показывают, что были и сады больших размеров с монументальными фонтанами в виде беседок, аллеями перекрывающимися вьющимся виноградом и зелеными беседками на перспективах аллей.
В самом Риме сады пользовались большим почетом и были расположены как в центре города на Палатине, так и на окраинах. Литература подробно их описывает партеры, прорезанные аллеями, пересекающимися под прямым углом, бассейны с фонтанами, портиками, богато украшенные купольные постройки с бассейнами внутри. Между деревьями находились мраморные статуи, а зеленые кусты были подстрижены самым фантастическим образом. Такая подстрижка была изобретена Матием, другом Августа и называется топорная стрижка.
Загородные виллы как в Кампании, на склонах Албанских и Сабинских гор были еще обширнее римских. В Компании сохранилась вилла Доимициана и близ Аппиевой дорого несколько больших вилл. Среди таких вилл исключительное место занимает вилла императора Адриана около Тиволли, где были воспроизведены и миниатюре все знаменитые постройки Древней Греции и Востока. Остатки построек сохранились, но составить представление об облике садов невозможно. С распространением римского владычества мода на распространение садов распространилась по всей Европе. Великое переселение народов разрушило эти сады, как и остальные сооружения Древнего Рима, акведуки были испорчены, фонтаны иссякли. На десятки веков Римское великолепие садов исчезло.
В период раннего Средневековья в садово-парковом искусстве наблюдался продолжительный застой. В раннем Средневековье, Европейцы основательно подзабыли традиции античных времён, назначение сада стало исключительно утилитарным обеспечить его владельца пищей. Сады устраивались небольшие, только при монастырях и у небольшого количества феодальной знати, на территории замков. В своих садах, для обеспечения внутренних нужд, монахи выращивали овощи, а также лекарственные травы. Кроме того, в садах росли розы, мальва, гвоздика, пионы, фиалки и лилии. Широко культивировались яблони и груши для изготовления сидра; тутовое дерево и вишню высаживали только в садах знати. Сад в основном делился на четыре части дорожками. В центре пересечения дорожек высаживали куст розы или устанавливали крест Иисуса Христа. Сады были уединенными, тихими, созерцательными. В феодальных садах выращивали цветы в клумбах, устраивали аллеи, обвитые виноградом, выращивали яблони, устраивали розарии. Позднее, в крупных замках, стали обустраивать крупные сады именуемые прато. Здесь тоже появляются декоративные элементы перголы, трельяжи, цветники, водоёмы и фонтаны.
В период раннего Средневековья в садово-парковом искусстве наблюдался продолжительный застой. В раннем Средневековье, Европейцы основательно подзабыли традиции античных времён, назначение сада стало исключительно утилитарным обеспечить его владельца пищей. Сады устраивались небольшие, только при монастырях и у небольшого количества феодальной знати, на территории замков. В своих садах, для обеспечения внутренних нужд, монахи выращивали овощи, а также лекарственные травы. Кроме того, в садах росли розы, мальва, гвоздика, пионы, фиалки и лилии. Широко культивировались яблони и груши для изготовления сидра; тутовое дерево и вишню высаживали только в садах знати. Сад в основном делился на четыре части дорожками. В центре пересечения дорожек высаживали куст розы или устанавливали крест Иисуса Христа. Сады были уединенными, тихими, созерцательными. В феодальных садах выращивали цветы в клумбах, устраивали аллеи, обвитые виноградом, выращивали яблони, устраивали розарии. Позднее, в крупных замках, стали обустраивать крупные сады именуемые прато. Здесь тоже появляются декоративные элементы перголы, трельяжи, цветники, водоёмы и фонтаны.