Азбука хорошего тона - Подгайская А. Л. страница 2.

Шрифт
Фон

Руки твои да не лежат долго на талерке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.

Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.

Хлеба, приложа к груди, не режь; ешь, что пред тобой лежит, а инде не хватай.

Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

Около своей талерки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.

Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по талеркам, по скатерти или по блюду не чертить и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть».

Прошли столетия... Сменились поколения. Но что бы ни делал каждый из нас, мы всегда должны помнить, что нас окружают другие люди, наши близкие, друзья. И мы должны всегда вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Постоянно помнить об окружающих — именно в этом и заключаются подлинная вежливость и подлинное воспитание.

О ТАКТЕ И ВКУСЕ

Действительный такт — это чувство меры, подсказывающее человеку, что при данных обстоятельствах подходит и что не подходит, что можно сказать или сделать и в какой форме, чего не следует говорить или делать. Такт не может быть чисто внешним. Его подсказывают внутренняя культура человека, его чуткость, умение подойти к кому-либо так, чтобы не оскорбить, не коснуться больных мест, постараться помочь, вывести из затруднительного положения.

Просто «научиться» такту, конечно, нельзя — он приобретается под влиянием не только среды и воспитания, но и характера человека, —однако развить его безусловно можно.

Такт ясно проявляется в манере разговаривать. Часто по одному выбору темы разговора можно заключить о тонком такте или, наоборот, о бестактности собеседника. Бестактно ведет себя человек, отказываясь от разговора на какую-либо тему без всякого объяснения или под тем простым предлогом, что он в ней не разбирается, или еще что-нибудь в этом роде. Из чувства деликатности нельзя вести разговоры, которые могут вызвать у слушателей тяжелые воспоминания или неприятно задеть их; например, не следует распространяться о несчастных случаях и болезнях при больных, отпускать в обществе неуместные шутки, подтрунивать над присутствующими, а тем более клеветать на отсутствующих.

У каждого человека есть свои определенные интересы, свой «конек». Не следует упрекать его в этом и, насколько возможно, не относиться с полным невниманием, если, конечно, эти интересы не вредят окружающим и всему обществу. То, что вам кажется пустяком, другого может серьезно задеть.

Будьте всегда точными. Неточность по небрежности, а тем более умышленная, является оскорблением для других. Все порицают опоздание в театр, в кино, на концерт, на собрание, хотя есть люди, воображающие, что эта плохая привычка делает их более интересными. Находятся и такие, которые внушают себе, что их больше оценят, если они заставят других ждать.

Чувство меры должно подсказать тактичному человеку, как далеко ему следует заходить в своей обходительности и приветливости. Преувеличенная любезность бывает противной, смахивает на подобострастие и назойливость. Ведь действительно смешно видеть человека, отвешивающего поклон и щелкающего каблуками после каждой фразы, добавляющего после каждого третьего слова «прошу покорно, почтительно прошу». Навязаться незнакомому человеку в провожатые, присоединиться без приглашения к чужому обществу или без достаточного основания заговорить с посторонними людьми — верх назойливости.

Проявлять праздное любопытство в какой бы то ни было форме —  неприлично. Пытливые взгляды неприятны для тех, на кого их бросают, особенно если их сопровождают жесты и шептание.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги