И всё-таки лучше знать что-то, чем ничего. И лучше сомневаться в правильном ответе, чем безоговорочно верить в неправильный.
Эта книга о том, как объясняют учёные нам нас самих — наш облик и наше поведение.
Обезьяна могла бы, конечно, тут пригодиться. И ближайшие к ней наши предки — тоже. Но я почти не буду тревожить память буйных австралопитеков, отважных питекантропов, свирепых синантропов.
Во-первых, повторяю, о них уже очень много писали.
А во-вторых... Если человека в возрасте четырнадцати или пятнадцати лет попросят написать автобиографию, занести на лист бумаги главные события своей жизни, он сосредоточится и припомнит, что в четвёртом классе был звеньевым, а в шестом — набрал третий разряд по шахматам. Но название своего детского сада не будет сообщать. А ведь психологи утверждают, что обычно к семи годам характер человека уже в основном складывается, — значит, твой характер сложился как раз в детском саду.
Пройдёт ещё десяток лет — и взрослый человек, которым станет подросток, напишет в автобиографии: школу кончил в таком-то году. И не будет сообщать, какую именно школу, и не будет рассказывать, какие именно учителя его учили, хотя ни её, ни их, конечно, никогда не забудет. Ведь именно в школе, скорее всего, решилось, чем он будет заниматься, что любить, с какими людьми дружить всю свою жизнь.
Без обезьяны и питекантропа не было бы человека, как без детства и отрочества не бывает юности. Но эта книга именно о юности человека, а не о детстве, поэтому-то она — «Без обезьяны».
Немалое число наук работает над тем, чтобы люди больше и глубже знали прошлое и настоящее человечества, умели объяснить их и связать между собой.
Внешний облик и вообще физическую природу человека, его реальное прошлое и будущее как живого существа изучаетантропология(в переводе с греческого это значит «человековедение» — наука о человеке).
Быт и культуру народов мира исследуетэтнография(«народоописание», «народоведение»); её интересуют и народы, почему-либо отставшие от других на историческом пути, и самые передовые; она занимается выяснением и того, как жили наши близкие и дальние предки, а также племена и народы, давно или недавно исчезнувшие с лица земли.
Книга «Без обезьяны» прежде всего рассказывает как раз о знаниях, добытых именно этими двумя науками.
Но вместе с ними работает над изучением прошлого исследующая древние вещиархеология — лопата истории, как её называют.
А самая большая наукаистория приходится старшей сестрой и антропологии и этнографии.
В изучении прошлого и его связей с настоящим нельзя обойтись без наукипсихологии, особенно без её разделов — социальной психологии и исторической психологии.
И каждая из перечисленных наук может жить и развиваться только в сотрудничестве с другими, названными и неназванными. Этнографии, например, помогает ещё наука о языке —лингвистика, а антропология тесно связана с общей наукой о живых существах — биологией...
Читатель встретится здесь с некоторыми терминами из обихода антропологов, этнографов, историков. Каждый из них я постараюсь тут же объяснить, если, конечно, он не будет понятен из текста.
Ты можешь не знать каждую страну или народ, которые я называю по ходу дела.
Но почти все эти названия есть на карте мира, в атласе, а о многих из этих народов пойдёт речь в книге.
И — последнее предупреждение.
Я и не собирался подробно рассказать о всех достижениях наук, исследующих человека и изучающих его приключения в пространстве и времени. Это и невозможно в одной книжке. Здесь я хотел только показать на отдельных примерах, почему мы такие, какие есть, и почему мир населён именно так, а не иначе.
ЧАСТЬ I.