Немногие были готовы расстаться с убеждением, что рассказ Гомера — это всего лишь миф. Шлимана няли в фабрикации доказательств и в том, что некоторые артефакты были найдены в других местах. Насмешки не прекратились даже после того, когда во время раскопок на территории самой Греции он доказал правоту Гомера, обнаружив древние Микены и царскую гробницу — по его убеждению она принадлежала Агамемнону. Золотую маску, которая, как он считал, была посмертной маской Агамемнона, объявляли современной подделкой. А когда его преемник Дерпфельд (с помощью и при поддержке других археологов) доказал, что на холме Гиссарлык действительно находится Троя с девятью последовательными культурными слоями, датируемыми начиная с третьего тысячелетия до нашей эры, выводы Шлимана продолжали высмеиваться, так как он полагал, что Троя времен Гомера и Приама была расположена на уровне II, тогда как археологи были убеждены, что реальная Троя находится на более позднем уровне VII.
И все же сегодня многие называют Шлимана «отцом» современной археологии. У археологов больше не осталось сомнений в том, что на месте Гиссарлыка когда-то действительно находилась древняя Троя и что в этой части рассказ Гомера соответствует действительности. Не подлежит сомнению и тот факт, что Троя была разрушена в девятнадцатом веке до нашей эры в результате длительной осады, хотя никто не может назвать истинную причину этой войны — разгорелась ли она из-за прекрасной Елены или была вызвана желанием бога Зевса облегчить бремя Земли, уничтожив часть человечества.
Однако причина того, что я начал экспедицию в Турцию с посещения Трои заключалась в следующем. Если Гомер был прав в том, что на этом месте действительно существовал город Троя и что Троя была разрушена в результате войны, и если найденные артефакты соответствуют бронзовому веку, как описано у Гомера, то почему мы должны сомневаться в другой части его истории — что в конфликт были вовлечены не только люди, но и боги?
По мере того как участники экспедиции посещали другие памятные места Турции, например торговые колонии хеттов или ассирийцев, а также музеи, в которых хранились артефакты этих древних цивилизаций, присутствие богов в письменных источниках, а также их изображений на многочисленных памятниках становилось все более впечатляющим. На этих изображениях боги чаще всего возвышались над земными царями, пользовавшимися их покровительством. Богов можно было отличить по рогатым шлемам, одеждам или обуви (рис. 7), а также по иероглифу «божественный» или титулу «бог», который предшествовал их имени.
Рис. 7.
Для древних народов боги были реальными, физически присутствующими существами. Я полагал, что если не принять эту точку зрения, то путешествие по музеям и местам археологических раскопок будет бесполезным. Члены экспедиции, прочитав мои книги, уже знали, что все рассказы о богах уходят корнями в древние шумерские предания об аннунаках, «тех, кто спустился с небес на землю».
* * *
Чтобы из Стамбула добраться до Трои, нужно пересечь азиатскую часть Турции, проделав путь длиной более двухсот миль и миновав несколько крупных и мелких, городов в густонаселенной части страны. Можно выбрать живописный (и в каком-то смысле исторический) маршрут через Европу и пересечь на пароме пролив Дарданеллы — как это сделал Александр Великий (см. карту).
Я выбрал второй путь, причем не только из-за ассоциаций с древностью, но и потому, что этот маршрут проходил через полуостров Галлиполи, где во время Первой мировой войны войска Антанты понесли колоссальные потери, тщетно пытаясь взять штурмом турецкую столицу Константинополь (современное название — Стамбул).