Что случилось, мастер Клюйверт?
Сир. Измазанное сажей, полное лицо фламандца прямо кипело негодованием. Я подобрал себе постоянный состав рабочих и обучил их. Они работают в две смены, так как работа тяжелая и требуется хороший отдых. И просил не отвлекать моих людей на другие работы, чтобы они могли отдохнуть и в свободное время заняться семьей и домашними делами, но нет, меня никто не послушал, и рабочих постоянно гоняют на другие работы в их выходные дни. Получается, они не успевают отдохнуть и работают не в полную силу, что сильно снижает качество и производительность. И насколько я знаю, такая проблема возникает и у других мастеров.
Дослушав мастера, я обернулся к управляющему:
В чем дело? У нас же был разговор на эту тему.
Княже Яжук поклонился. Я не привлекаю людей с производства на другие работы и исправно плачу им жалованье. Либо деньгами, либо товарами на выбор.
Тогда кто отвлекает?
Их забирают монастырские на свои повинности. Пробовал договориться, но отец Зосима даже разговаривать не захотел. Я как раз собирался сегодня доложить об этом.
Я невольно про себя выругался. Давно предвидел эту проблему. В наше время жизнь простого человека проходит в постоянных трудах. Для того чтобы выжить, ему надо возделать свое поле, обеспечить себя топливом, скотину кормом, и так далее и тому подобное. А еще заплатить налог господину, на чьей земле он живет. Если заставлять людей работать постоянно на себя, то они банально вымрут или сбегут куда подальше. Выход из этой проблемы я нашел в создании полноценного рабочего класса, получающего за свою работу жалованье, которое позволит не отвлекаться на самообеспечение. То есть, к примеру, зерно или муку он сможет просто купить, а не горбатиться в свободное время на своем поле. И поэтому, еще перед отъездом в Европу, приказал постепенно формировать класс рабочих, профессионалов своего дела, живущих на зарплату. Но никак не ожидал, что церковники будут ставить палки в колеса. Но ничего, я их быстро укорочу. Саботажники, мать их ети
Снять всех людей со строительства храма. Работы прекратить. Немедля.
Фиораванти с довольной рожей поклонился. Управляющий было собрался переспросить, но не стал.
Если у монахов возникнут вопросы, направляйте прямо ко мне. Что застыли, показывайте дальше, чего наворотили.
После домниц мы отправились на артиллерийский двор, где лили пушки. И тут меня поджидал еще один сюрприз.
Из чугуна? машинально переспросил я, проводя рукой по шероховатой поверхности ствола здоровенного орудия.
Все честь по чести, дульный и казенный винграды, легвант и цапфы посередине, калибр где-то миллиметров под двести, то есть примерно шестьдесят четыре фунта. Но здоровенная, зараза, толщина стенок ствола примерно вдвое больше, чем у бронзового орудия. И весит небось около тонны, если не больше. Да станок крепостного типа, мощный, на маленьких колесиках он тоже нелегкий.
В свое время я задумывался над чугунными орудиями, но дело до них так и не дошло, куда там, едва с полыми чугунными ядрами сладили. Да и то равномерного разрыва на осколки так и не добились. Вот это новость. Представляю, сколько они материла извели, новаторы, ядрена вошь. Чугун не бронза, качественно лить из него при нынешних технологиях неимоверно трудно.
Да, сир мастер-литейщик ломбардец Джованни Кальцони, спрятав торжествующую улыбку, поклонился. В связи с нехваткой сырья для бронзовых пушек мы решили попробовать отлить орудие из чугуна. И после некоторых неудач у нас получилось. Шестьдесят четыре фунта, пригодна для стрельбы снарядами любого вида или картечью. Зарядная камора с внутренним конусом. Увы, мы были вынуждены увеличить толщину стенок ствола, поэтому размер и вес значительно увеличились. Таких готово уже десять штук, а эту сейчас будем испытывать
Успеете, остановил я мастера. Сколько брака получается?
На лице ломбардца живо пропала улыбка, он поклонился и с повинным видом доложил:
Из трех отлитых стволов два разрывает при испытаниях. Увы, при работе с чугуном очень трудно избежать дефектов литья. Но мы стремимся уменьшить потери. Мастер Фен предложил любопытное решение.
Два из трех? Я задумался. Много брака, очень много. К тому же чугунные обломки в переплавку пустить не получится, придется только разбивать на кусковую картечь. Хотя технология дико прорывная, а с учетом того, что чугуна, в отличие от бронзы, мы можем производить сколько угодно, потери стоят результата. На полевом лафете эту дурищу не используешь, а вот на крепостном, как этот, вполне. То есть можно снять все бронзовые орудия с укреплений и заменить их чугунными. Почему бы и нет? Как временное решение вполне подходит. И даже как постоянное. К тому же из чугуна лить гораздо дешевле, чем из бронзы.
И милостиво дал добро на производство. Заодно остался посмотреть на испытания.
Мы все отошли подальше, мужики с литейки ломами развернули лафет с орудием в сторону реки, ломбардец сам отмерил и забил банником пороховой заряд, а потом, надсаживаясь, вкатил в ствол чугунное ядро. По неписаным правилам нынешнего времени, испытательный выстрел производит тот, под чьим руководством лили орудие, но я строго запретил подобную практику, ибо пушки рвет часто, а толковых мастеров днем с огнем не сыщешь. Их сейчас вообще надо самому выращивать и воспитывать.