Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Приход 25 (май 2016) Пасха Христова файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Приход 25 (май 2016) Пасха Христова
Навигатор
Начинаем номер с проповеди отца Петра Мещеринова на Великий Четверг. Способно ли причастие Господа изменить нашу жизнь?
В «Полемике» четыре большие статьи по интересным поводам. Во-первых, участники круглого стола обсуждают возможна ли да и нужна ли постоянная или общая дата Пасхи для христианских церквей. Как все это связано с Песахом и вообще с иудейской традицией? Были ли попытки установить точную историческую дату тайной вечери, распятия и Воскресения?
Во второй дискуссии речь идет о явлениях Девы Марии простым людям. Как их можно объяснить, как часто они происходят, все ли достоверны? В отдельном интервью беседа с профессором медицины о научном основании удивительных исцелений на святом источнике во французском Лурде, где Богородица являлась девочке.
Завершаем выпуск тонким и вызывающим мнением о том, какое отношение имеет Пасха к преследованию христиан на современном Востоке.
Новый Завет
Евангелие
Проповедь в Великий Четверг
Петр Мещеринов
В Великий Четверг совершилось то, что теперь совершается каждый день на протяжении вот уже двух тысяч лет в Церкви Христовой: Тайная вечеря, последняя трапеза Господня с учениками перед Его страданиями и смертью
В этот день Он сказал своим ученикам слова, которые звучали и звучат странно по сей день. Говорили же ведь римские язычники про христиан, что они приносят человеческие жертвоприношения.
В Таинстве Евхаристии мы соединяемся со Христом. Но почему именно так через вкушение Тела и Крови? Дело в том, что Господь дал нам приобщиться к Себе тем образом, какой наиболее естествен для нас: в виде питья и пищи. И это уподобление самым простым и естественным человеческим действиям говорит нам о том, что быть готовым к Причастию это прежде всего проголодаться, возжаждать Христа. Человек ест, когда он голоден, и так же он причащается, когда испытывает жажду Бога.
Господь не установил для нас в Евангелии каких-то особенных действий в виде внешней дисциплины перед Причащением. Но при этом нельзя сказать, что Таинство Причащения ничего от нас не требует. Нет, оно как раз очень даже требует евангельской жизни. Ошибкой будет рассматривать Евхаристию в отрыве от целостной христианской жизни. Если мы будем обращать внимание только на дисциплинарную подготовку и участие в Евхаристии без того, чтобы всеми силами стремиться проникнуться Христовым духом и исполнять Его заповеди, то мы неизбежно придем к магизму, и вся наша духовность сведется к внешнему богослужебно-ритуальному существованию.
На Тайной вечере вместе с верными учениками Христа присутствовал Его предатель Иуда Искариот. Песнопения Страстной седмицы Иуду проклинают. Справедливо, конечно: несмотря на то, что Господь прямо за трапезой дал Иуде понять, что Ему ясны его намерения, тот не захотел переменить своего страшного решения.
Но когда после Тайной вечери в Гефсиманском саду Христос увидел Иуду, пришедшего вместе с солдатами, Он сказал ему: «Друг, зачем ты пришел?», и здесь видно и сочувствие, и жалость, и боль за отпавшего ученика. А в богослужебных текстах как будто ни капли человеческой жалости по отношению к нему нет.
Мне кажется, дело здесь не в том, что составляли эти тексты какие-то злобные, несострадательные люди, а в том, что богослужение имеет педагогическую цель: напомнить, что все, происходившее тогда, может коснуться и нас. Часто мы воспринимаем и Иуду, и фарисеев как только вот тех, давнишних, на страницах Евангелия оставшихся злодеев. А по отношению к самим себе делаем вывод: мы-то хорошие, с нами такого никогда не может произойти. И богослужебные тексты дают к этому повод.
А ведь все гораздо сложнее.
Я думаю, что Иуда искренне пришел ко Христу. Но воспринимал он Его прежде всего как восстановителя царства Израиля царства земного. Когда же Иуда понял, что его надежды рушатся в конце пути Христа вырисовывалась не царская корона, а крест он разочаровался в своем Учителе. Одно дело ходить за Христом по стране, наблюдая, как к Нему стекаются толпы народа, как Ему кричат «осанна!», и предвкушая будущее торжество великой и могучей державы и погибель врагов веры и благочестия. И совсем другое увидеть, что, оказывается, цели у Учителя совсем другие и что предстоит Ему уничижение и смерть от рук своего же народа.
Был ли Иуда последним, кто разочаровался во Христе вот так?
И сегодня есть люди, которые ожидают от Христа и Его Церкви вполне земных вещей. Они думают, что воцерковившись, автоматически станут здоровыми, успешными, богатыми, и все пойдет, как по маслу. Или полагают, что Церковь нужна для созидания державности и мощи государства От Христа ждут сугубо внешних проявлений, прикладной пользы.
Но Христос дает нам иное, и гораздо большее всего этого Самого Себя. В Гефсиманском саду после Тайной вечери Он молился до кровавого пота, потом претерпевал ужасные мучения на Кресте. Он прошел весь человеческий путь: от соткания в утробе Матери и рождения до смерти. И прошел через все: через искушения, через страдания и даже через богооставленность. И все для того, чтобы не оставить человека одного ни в какой ситуации его жизни. Христова Церковь означает, что теперь Бог с человеком всегда. И Бог не просто «над» человеком, но сокровенным внутренним образом сочетается со Своим творением, наставляя, оберегая, вразумляя его, милуя и спасая. Теперь человек знает, и чувствует, и получает через Церковь эту живую жизнь во Христе.
К сожалению!!! По просьбе правообладателя доступна только ознакомительная версия...