Выходец из республиканской Флоренции, Боккаччо впервые столкнулся с рыцарскими аристократическими нравами, царившими при этом дворе. Посещая неаполитанский придворный круг, молодой флорентиец увлекся светской красавицей юной Марией ДАквино. Эта романтическая страсть оставила серьезный след в его творчестве.
В Неаполе он познакомился с многочисленными учеными, покровительствуя которым Роберт Анжуйский стремился придать блеск и величие своему двору. Средневековые схоластические представления своеобразно переплетались у этих ученых с первыми ростками новых, гуманистических воззрений. Знакомство с гуманистами расширило культурный кругозор Боккаччо. Именно в Неаполе он узнал гениальные творения римских классиков Вергилия, Овидия, Цицерона, которые значительно повлияли на формирование его как художника.
Наконец, здесь же начал Боккаччо и свое поэтическое творчество. Его первые произведения отражают чувства поэта к Марии ДАквино, которую он воспевает под именем Фьямметты.
В начале 40-х годов Боккаччо вернулся в родную Флоренцию. Вскоре он стал свидетелем острой политической борьбы, разгоревшейся в городе.
Борьбу начала аристократия гранды, которые переселились в город и занимались торговлей и ростовщичеством. Их интересы во многом совпадали с устремлениями некоторых кругов буржуазии ее верхушки, так называемых патрициев. Гранды выступили против республики, которую поддерживало купечество и ремесленные цехи. В 1342 году аристократам удалось установить во Флоренции власть ловкого авантюриста Вальтера Бриэнского. Однако этот проходимец, именовавший себя герцогом и владетелем города, правил недолго. Через год республиканцы взяли приступом дворец правителя. Вальтер Бриэнский вынужден был покинуть город. Во Флоренции снова утвердился республиканский строй.
Боккаччо сразу же проявил себя как сторонник республики и враг феодальной традиции; он хвалил Флоренцию за то, что она «подчинила народному закону непостоянную кичливость грандов, этих высокородных волков». Столь же враждебно относился Боккаччо и к буржуазной верхушке, связанной с аристократией, к этой «аристократии от лопатки каменщика и сохи», представители которой поддерживали свою именитость презрением к тем кругам, из которых сами вышли.
Гражданин Флоренции, записанный в один из ее цехов, Боккаччо участвовал в общественной жизни города, выполняя сложные дипломатические поручения республики. На склоне лет он выступает перед своими согражданами с чтением лекций о «Божественной комедии» великого флорентийца Данте Алигьери. Это было почетным поручением, данным ему правителями города.
Однако, будучи убежденным сторонником республики и независимости родного города, Боккаччо как политик не был лишен известной ограниченности.
Дело в том, что, кроме антагонизма между аристократией и республикански настроенным купечеством, во Флоренции в те годы уже давали себя знать и новые противоречия. Шла борьба между представителями так называемых старших цехов, которые фактически превратились в союзы предпринимателей, и низами, состоявшими из мелких подмастерьев, бедняков-ремесленников, наемных рабочих. Боккаччо относился к действиям низов с недоверием, считал их «невежественным плебсом» и отказывал им в праве самостоятельно защищать свои интересы. В этом сказалась ограниченность того бюргерского республиканизма, сторонником которого являлся писатель.
И все же, как увидим дальше, в лучших своих художественных произведениях, и прежде всего в «Декамероне», Боккаччо сумел преодолеть свою политическую ограниченность и выразить более широкие, общенародные чаяния.
И все же, как увидим дальше, в лучших своих художественных произведениях, и прежде всего в «Декамероне», Боккаччо сумел преодолеть свою политическую ограниченность и выразить более широкие, общенародные чаяния.
Наука и поэзия составляли главный интерес жизни Боккаччо. Его ученые труды, написанные на латинском языке, посвящены античной культуре, сыгравшей важную роль в борьбе против средневекового мировоззрения.
Боккаччо не мог до конца освободиться от некоторых традиционных представлений схоластической науки Средневековья, но его ученые труды пронизаны новым, гуманистическим подходом к наследию древних.
Свыше двадцати лет работал писатель над монументальным сочинением «Генеалогия богов». Используя многочисленные античные и средневековые источники, он излагает мифы о богах и героях, их происхождении и родстве. Самое интересное заключается в том, что Боккаччо стремится раскрыть реальную основу мифов. Он видит в них отражение различных явлений природы и житейских случаев. Так, излагая миф о могучем огнедышащем существе Тифее, Боккаччо считает его фантастическим изображением вулканических сил, вызывающих землетрясения.
Выступая против средневековой идеологии, объявлявшей женщину существом низким и греховным, Боккаччо пишет сочинение «О зна менитых женщинах», где описывает женщин, прославившихся добродетелью, умом или различными талантами.
Ученые труды Боккаччо сильно устарели и представляют в наши дни лишь исторический интерес. Но в кругу занятий писателя работа над латинскими сочинениями занимала важное место. Любопытно отметить, что, кроме латинского языка, Боккаччо, первый из гуманистов, знал и греческий.