В социально-виртуальной онтологии проявляется и категория Интернет-небытия. Отношение к понятию небытия было противоречивым. Парменид отвергал её, ряд других древнегреческих мыслителей признавали. Аристотель сближал понятия актуального с бытием, а потенциального с небытием. Его точка зрения стала влиятельной в дальнейшем. Интернет-небытие – это частный вид потенциального существования, при котором субъект, событие, объект, будучи длительное время неупоминаемыми в Сети, «погружаются» в мир потенциального на всё более глубокий, «тёмный» уровень, постепенно переходя из состояния бытия в состояние небытия – состояние, неактуализируемое на виртуально-информационном уровне.
Интернет-бытие – это одна из разновидностей всеобщего бытия, частный случай бытия информационно-виртуального бытия; все, что может находиться в поле внимания и понимания человека, погруженного в Сеть.
Интернет-пространство – форма существования информации (главной «субстанции» Интернета), мера близости событий, объектов, субъектов Интернет-бытия. Ключевое понятие в Интернет-пространстве – близость событий, в частности, мера как количественная характеристика близости. Близость объектов, событий, субъектов Интернет-бытия, или сетевого бытия, может быть определена количеством шагов («кликов» или «линков» – ссылок), которые необходимо совершить в Интернет-пространстве, чтобы связать один объект с другим.
Интернет-пространство обладает специфическими свойствами, отличающими его как от пространства в философском смысле, например, в диалектическом материализме, так и от научного (математического или физического) пространства: релятивностью, многомерностью, дискретностью, неоднородностью, некоммутативностью и анизотропностью.
Интернет-время – форма существования информации, характеризующая последовательность событий в Интернет-бытии. В сетевом бытии время – это внутренняя последовательность событий при установлении информационной связи между двумя и более субъектами, объектами и т. п. Время имеет смысл только в окрестности определённой вещи, цепи событий, но не «вообще», не абсолютно. Сетевое время проявляет специфические свойства, отличающие его как от времени в диалектическом материализме, так и от привычного для нас физического времени, – релятивность, многомерность, дискретность и др.
Примечания
1
Слово «Интернет» может писаться и с маленькой буквы. Однако мы следуем классической традиции, а именно «Русскому орфографическому словарю» под ред. В.В.Лопатина, где термин «Интернет» пишется с большой буквы.
2
Слово, обозначающее понятие «Интернета» как явления имеет такие синонимы, как «Сеть», «Всемирная Сеть», «Всемирная глобальная сеть», «Всемирная паутина» и тому подобные однокоренные этим словам. Они будут использоваться в данной работе наряду с «Интернетом». Необходимо учитывать, что у термина Интернета есть разные смыслы и уровни. В частности видятся такие смыслы термина Интернета:
– Сеть коммуникации людей с помощью связанных друг с другом компьютеров.
– Банк информации.
– Банк всевозможных знаний и другие.
Можно говорить и о степенях общности термина Интернет:
– машинный,
– энергетический,
– информационный,
– «знаниевый»,
– ноосферный,
– «платоновский» (как совокупность идей) и другие. Подробные пояснения к каждому из уровней будут даны по ходу текста работы.
3
См.: Раскладкина М.К., Интернет как средство организации информационно-политического пространства России. Санкт-Петербург, 2006.
4
Poster Mark, «What's the Matter with the Internet»), 1998. Rose Mark, «Authors and Owners: The Invention of Copyright)), (Cambridge: Harvard University Press, 1993). Samuelson Pamela, „A Big Media Beaten Back)), 1997. McLuhan M., Hutchon K., McLuhan E. – City as Classroom: Understanding Language and Media. The Book Society of Canada Limited, 1977. Foucault Michel, „What is an Author?“) 1984 Woodbury M. Defining Web Ethics // Science and Engeniring Ethics. 1998. Vol. 4, N 2. Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. – М., 2003. Мюнх Р. Диалектика и динамика развития глобального информационного общества // Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований. М., 1988. Spears R., Lea М. Social influence and the influence of the „social“ in computer-mediated communication. L., 1992. Тоффлер Э., Третья волна. – M., 1999.
5
Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. Басин М.А., Шилович И.И. Синергетика и Internet. СПб., 1999. Дацюк С. Теория виртуальной реальности, 1997. Капица СП., Курдюмов СП., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. Леонов А. М. Наука о сложности в эпоху постмодерна. Якутск, 2004. Михайлов В.А., Михайлов СВ. Интернет как социальное явление, проект РГНФ № 04–03 -00045а. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. Философские очерки. СПб, 1994. Носов Н.А. Виртуальная психология. М., 2000. Павлова Е.Д. Сознание в информационном пространстве. М., 2007. Пронин М.А. Тридевятое царство, тридесятое государство… М., 2003. Вып. 21. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. Раскладкина М.К. Интернет как средство организации информационно-политического пространства России. СПб, 2006. Рейзема Я.В. Информатика социального отражения (Информационные и социальные основания общественного разума). М., 1990. Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. СПб, 2001. Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности. СПб, 2007. Урсул А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. М., 1990. Федотова В.Г. Информационное общество и книги для элит и масс // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001. Феоктистов Г.Г. Информационная безопасность общества // Социс. – 1996. № 5. Хайм М. Метафизика виртуальной реальности // Исследования по философии современного понимания мира. Вып. 1. М., 1995. Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М., 1996.
6
Стёпин B.C. Теоретическое знание. М., 2000. Чернавский Д.С. Синергетика и информатика. М., 2004. Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1992. Аршинов В.И., Синергетика как феномен постнеклассической науки. Москва. 1999. Астафьева О.Н. Синергетический дискурс современных информационно-коммуникативных процессов // Синергетическая парадигма. М., 2004. Войцехович В. Э., Куда эволюционирует наука? К синергетической парадигме познания // Синергетическая парадигма. М., 2004. Грязнова, Е.В. Виртуально-информационная реальность в системе «Человек – Универсум» (монография). – Н. Новгород, 2006. Гухман В.Б. Философия информационного подхода. Тверь, 2000. Катречко С.Л. Интернет и сознание: к концепции виртуального человека // Влияние Интернета на сознание и структуру знания. М., 2004. Кутырёв В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001. Лепский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернет.-М., 1999. Малышко А.А., Дух, душа и виртуальная реальность // Вестник МГТУ: Труды Мурманского гос. Тех. ун-та. 2008. Т.П. № 1. Нехамкин А.А., Философские проблемы виртуальной реальности (историко-философский анализ). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Мурманск, 2008. Никитаев В.В. Пространство и время WWW // Влияние Интернета на сознание и структуру знания. М., 2004. Павлова Е.Д., Сознание в информационном пространстве. М., 2007. Розин В.М. Мышление и творчество. М., 2006.
7
Технологизированный – суть «технически оснащенный» компьютером с возможностью подключения к Интернету. Кстати, начало индивидуальных коммуникаций и было положено созданием персонального компьютера.