Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование - Роман Масленников страница 4.

Шрифт
Фон

Классическая немецкая философия на новом уровне развивает античные учения, подготовившие идею коммуникативной среды и базы знаний. И.Кант показывает высокую объяснительную силу учения о категориях, что повлияло в дальнейшем на математику и её основания в 20-м столетии, а это способствовало возникновению Интернета. Г. Гегель создаёт учение об эволюционирующей самосогласованной системе категорий.


Идеи русских космистов созвучны разработанным в 20 веке информационным и кибернетическим теориям. Космисты предчувствуют концепцию Сети, причём в основном как коммуникационной среды и базы знаний. Возникает учение о ноосфере Вернадского, развиваются идеи, близкие к понятию «виртуальная реальность».


В современной философии и науке окончательно оформляется теоретический базис концепции Интернет-бытия, концепции «виртуального мира», «искусственного интеллекта», представление об объективности информации и другие. Наиболее близки к концептуальной проработке оснований Интернет-бытия оказались представители постмодернистской школы Ж. Делез и Ф. Гваттари.


2. Интернет эволюционирует, развиваясь от обычной человеко-машинной системы через искусственный интеллект к саморазвивающейся – рефлексивной, коммуникативно-сетевой системе, так сказать, «планетарному мозгу». В философском смысле это можно представить как восхождение от физического уровня движения субстанции к интеллектуально-психическому и далее ноосферному. Решающими факторами эволюции являются социальные потребности людей: потребности в общении друг с другом, с организациями, с миром и потребность в творчестве и самовыражении.


Интернет эволюционирует в направлении приближения к природе человека. А именно, от сайтов к блогам, т. е. от статических «неодушевленных» вещей Сеть переходит к динамичным, гуманизированным системам. Блоги – быстро изменяющаяся форма персонального общения, которая более полно отвечает сущности человека, в частности, соответствует такому свойству личности как творчество. Коммуникативную функцию наиболее полно на настоящий момент выражают так называемые «социальные сети». Эти Интернет-образования нового типа (веб 2.0, веб 3.0) нацелены на саморазвитие, самонаполнение, самооценку, самоконтроль и т. п., тем самым способствуя непрерывному эволюционному росту Сети.


Интернет эволюционирует в направлении к такому состоянию, как «прозрачность», при котором пользователь моментально и максимально просто, в любое время, может найти в Сети необходимый объект (информацию, сайт, явление или установить контакт с другим человеком или сообществом и многое другое) и рассмотреть его со всех возможных сторон, начиная с проверки подлинности существования объекта, его программной структуры и статистики внимания к нему со стороны всех Интернет-пользователей до многополярных мнений и оценок объекта, представленных в блогосфере. Таким образом, с точки зрения социальной онтологии каждый участник Сети не только стремится обрести свое всё более актуальное состояние, перейти из малозаметного (потенциального) положения в более заметное, известное (актуальное) состояние, но и актуализировать окружающие его объекты.


3. Интернет-бытие – это новый вид бытия человека – виртуального бытия наряду с физическим и духовным бытием. Интернет-бытие – часть виртуального бытия человека (с позиций виртуалистики), с другой стороны – Интернет-бытие – разновидность информационного бытия (с позиций теории информации). Специфика собственно человеческого, социального и экзистенциального бытия в виртуальном Интернет-бытии проявляется в том, что:


1) индивидуальное бытие, являющееся главным на физическом плане, вытесняется коллективным Интернет-бытием. Размывается индивидуальная неповторимость. Так, текст, выставленный в Сети автором, начинает своё инобытийственное существование – свободно цитируется, комментируется, переписывается. В результате автор и комментаторы становятся как бы неразличимыми. Они равноправные творцы текста. Индивидуализм вытесняется коллективизмом, т. к. неповторимые свойства личности развиваются через коллективные формы самовыражения – «ячейки» Интернет-матрицы.


2) Человек, «погруженный» в Сеть, изменяется в экзистенциально-антропном отношении: усиливается и развивается потребность в коммуникации, в творчестве, в самовыражении, самопреобразовании и даже ощущение себя «вселенским, космическим» существом, мгновенно перемещающимся чуть ли не в любую точку Интернет-вселенной – в пространстве-времени, культуре и т. п.


3) Важнейшей экзистенциально-антропной проблемой Интернет-бытия является проблема субъекта и псевдо-субъекта. Как отличить человека, действующего в Интернете, от искусственного субъекта – программы, функционирующей в Сети и успешно подделывающейся под человека? По-видимому способность к творчеству, выдвижению принципиально новых идей и образов и даёт возможность отличить субъект (человека) от псевдо-субъекта.


4) В Интернете в принципе возможен «контроль каждого над каждым». Отсюда этическая проблема сохранения частной жизни, тайны неповторимой индивидуальности человека.


5) Свобода самовыражения, являющаяся одной из важнейших ценностей Интернета, способствует движению к гражданскому обществу и становится предпосылкой к формированию «сетевой власти». Интернет явил собой конец индустриальной цивилизации и стал зачатком будущего сетевого общества (ноосферной, информационной, «знаниевой» цивилизации).


6) Специфический язык Сети становится одним из источников формирования нового международного языка глобализирующегося человечества. В таком языке происходит переход от традиционных линейных языков к, так сказать, новому иероглифическому языку. Это проявляется в современных «иероглифах» (например, клипах – движущихся картинках, создающих в сознании зрителя гештальт – единый динамичный живой образ), а также в различных видах интеграции знания. В языке Сети проявляются элементы универсального мышления (математика, музыка и др.).


7) Интернет создал предпосылки для возникновения – «сетевого общества», в котором каждый связан с каждым. Ослабевают иерархические формы организации, усиливаются сетевые, в которых «все равны». Уже сегодня возникли и функционируют нетрадиционные формы социальности, порождённые Сетью (их зачатками стали движение флэш-моб, виртуальные коллективы – семьи, научные институты, художественные группы и даже коллективы с девиантным поведением (например, ОПГ хакеров), возникающие как на основе реальных людей, обладающих физическим телом, так и псевдо-субъектов). Виртуально-сетевые коллективы выдвигают множество новых проблем для социальной философии.


4. Благодаря всё более глубокому проникновению Интернета в социальную жизнь и экономику, изменяется не только сознание человека, но и его подсознание, возникает ощущение и понимание не только информационно-виртуального, но и объективного существования «Интернет-бытия». Существования подобного существованию потенциального, виртуального, мира информации, мира идей, «третьего мира» Поппера и т. п. Наша цивилизация всё сильнее зависит от Сети, а в наиболее широкой и фундаментальной философской категории «бытие» проявляется её специфическая часть «Интернет-бытие». Интернет-бытие можно понимать как виртуально-информационную реальность, обладающую специфическими свойствами. Онтологические, гносеологические, аксиологические категории приобретают необычные свойства. Становясь категориями «социально-виртуальной» онтологии категории бытия и небытия, движения и покоя, пространства и времени изменяются, обретают более широкое содержание.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке