Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Московский Кремль файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Екатерина Александровна Конькова
Московский кремль
…И каждый камень твой
Заветное преданье поколений.
М. Ю. Лермонтов
Введение
«Здесь наших бед и нашей славы хранится повесть!»
Путешествие, даже на страницах книги, – это всегда увлекательное приключение, и предвкушение нового и неизведанного тем сильнее, когда речь заходит о столице России Москве. Ведь ни для кого не является секретом, что Москва и для русского, и для иностранного гостя – это музей под открытым небом. Москва обладает многообразным и подчас непредсказуемым архитектурным обликом: древний город «сорока сороков церквей» славится и старинными храмами, и роскошными дворцами, и величественными особняками.
До сих пор ни один историк не взял на себя смелость ни объяснить точный перевод самого названия города – «Москва», ни определить с абсолютной точностью дату основания города, ни дать исчерпывающего предположения, почему в XV столетии Москва приобрела статус столицы Русского государства.
850-летие Москвы отмечалось в 1997 г., но эта дата условна, поскольку принято считать годом основания столицы России первое упоминание о ней в летописях. И все же в районе Красной площади не так давно были сделаны археологические раскопки, которые поставили под сомнение официальную дату основания, поскольку свидетельствовали о том, что город старше, как минимум, на 150 лет.
Но если Москва является в сознании миллионов людей символом России, то визитная карточка самой Москвы – это, без сомнения, Кремль. Московский Кремль является величайшим памятником истории России и символом ее мощи, монументального величия и непобедимости. Это творение является венцом русской национальной культуры и искусства, но не только. Можно сказать, что здесь буквально каждое здание и каждая башня являются безмолвными свидетелями российской истории.
Вообще на территории России известно много старинных кремлей, в числе которых можно назвать такие замечательные архитектурные ансамбли, как Псковский, Новгородский, Тульский, Нижегородский, Казанский, Коломенский, Астраханский, Смоленский, и это далеко не полный перечень. И тем не менее среди всех них особенно выделяется Московский Кремль, не имеющий себе равных. Здесь, как нигде, комплекс пронизан единством архитектурного замысла, завершенностью и необычайной живописностью.
С самого своего зарождения Кремль превратился в центр всей Русской земли, а значит, национальной культуры и ремесла. Здесь создавали свои бессмертные произведения лучшие архитекторы, мастера, кузнецы, художники, все мастеровые люди, которые воплощали в творчестве многовековые традиции, опыт и мастерство своего народа. Кремль вобрал в себя все самое ценное, на что был способен народный гений, и явился своеобразной школой, в которой русские мастера оттачивали свое мастерство и впоследствии возводили другие кремли и монастырские ансамбли по всем княжествам Древней Руси в XVI–XVII столетиях.
И. Глазунов. Сто веков
Многие ученые по-разному истолковывают слово «кремль». Одни считают, что название произошло от «кремень», что означает «крепкий», другие возводят его к греческому слову «кремнос» – крутизна, высокая гора над речным берегом. Историк И. Е. Забелин высказал предположение, что «кремль» произошел от славянского «кремь» – бор, крепкий, мощный строевой лес.
Итак, первое летописное упоминание о Москве встречается в 1147 г., который по традиции считается годом основания столицы России. Именно в это время суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил к себе в гости в Москву брата, новгород-северского князя Святослава Ольговича: «Приди ко мне, брате, в Москов». Историки предполагают, что это обращение не было простым приглашением приятно провести время; Юрий Долгорукий собирался начать объединение непрерывно враждовавших друг с другом русских княжеств вокруг Москвы и провести с братом военный совет. Так получилось, что традиционный год основания столицы был отмечен пролитием крови: обед для Святослава Ольговича устраивался во владениях боярина Стефана Кучки, отказывавшегося уступить Юрию Долгорукому свою вотчину и убитого во время обороны земель. Сейчас трудно сказать, чем Кучка не устраивал Долгорукого. Быть может, он был слишком независим и желал вести собственную политическую линию, никак не устраивавшую князя? В раскольничьей летописи можно даже встретить такое оригинальное предположение, больше похожее на легенду, будто Долгорукий питал нежную страсть к супруге Кучки. Кто знает, возможно, так оно и было, но эта древняя история по-прежнему представляется нам овеянной таинственным покровом. Скорее всего на этот вопрос уже никто так и не даст ответа. Местность, захваченная князем, некоторое время называлась Кучково по имени своего погибшего владельца.
Существует и еще одно, очень поэтическое предание, будто суздальский князь Юрий Долгорукий возвращался со своей дружиной из военного похода. Путь проходил через темные леса и топкие болота. Неожиданно посреди болота воины увидели невиданного зверя с тремя головами и разноцветной шерстью. Видение длилось недолго: зверь растаял, словно туман. Юрий Долгорукий попросил греческого философа растолковать дивное явление. Философ сказал, что это знамение: поблизости должен вырасти великий город с укреплениями, который будет иметь треугольную форму. Всевозможные народы съедутся к этому городу, и станет он центром величайшего царства.
Проехав дальше, князь Юрий увидел укрепленный поселок на вершине холма и решил, что, наверное, он и станет центром великого царства. Однако владелец имения, боярин Кучка, не только не оказал должного уважения князю, но даже не пожелал пригласить его в дом, как того требовали законы гостеприимства. После этого строптивый воевода и его люди были убиты. Спасся только воевода Букал, который увел с собой детей Кучки. Впоследствии Букал и эти дети отомстили Юрию Долгорукому. Букал стал жить как отшельник поблизости от Москвы.
Прошли годы, и он рассказал дочери Кучки Улите, как убили ее отца. После этого дети боярина Кучки убили старшего сына Юрия Долгорукова Андрея Боголюбского.
Но это тоже одно из преданий, а потому удовольствуемся сообщением, оставленным Ипатьевской летописью, которая приводит приглашение Юрия Долгорукова своему брату, датированное 1147 г.: «Приди ко мне, брате, в Москов». Это название родственно таким, как Серпухов, Псков, Чернигов… Приверженцы финноугорской гипотезы считают, что словом «Москва» именовалась река, протекавшая около Боровицкого холма; перевод же ее звучит как «медведица». Очень интересное предположение, однако сторонники славянской версии считают, что «Москва» означает не что иное, как «топкая, болотистая». С этим трудно спорить, поскольку территория, на которой расположилось поселение, в полной мере отвечает всем этим требованиям.
К 1156 г. Москва представляла собой крупное поселение, расположенное на высоком Боровицком холме. В это время на берегу Москвы-реки и устья реки Неглинной уже выросли деревянные, хорошо укрепленные стены. С тех пор Москва стала быстро разрастаться и развиваться, чему способствовало выгодное для ведения торговли географическое положение, поскольку в районе Москвы-реки, Неглинной и Яузы перекрещивались наиболее значительные для Руси торговые и военные пути.
Долго Русь не являлась единым государством. Удельные княжества были не только обособленны, но и постоянно враждовали между собой. Это ослабляло страну и делало ее легкой добычей для врагов. В XIII столетии монголотатары вторглись в пределы русских земель, многие из них захватили и разорили. Тверская летопись свидетельствует, что в 1238 г. хан Батый захватил и уничтожил Москву. В пожаре погиб и Кремль со всеми его постройками. С тех пор еще не раз Москва страдала от набегов иноплеменников, но каждый раз находила в себе силы возродиться из пепла и вновь начинать борьбу за свою независимость.