132
См. Главу 5.
133
См. Главу 6.
134
См. Глава 7.
135
См. Главу 8.
136
См. Главу 6, мотив 7.
137
См. Главу 8, мотив 8.
138
О браках 3–8 см. Главу 6, мотивы 1, 3, 4, 6, 8.
139
См.: Джаксон 20086.
140
См. Главу 5, мотив 6 и Главу 8, мотив 2.2.
141
См. Главу 6, мотив 8.
142
ПСРЛ. T. I. Стб. 29; T. II. Стб. 21.
143
Там же. T. I. Стб. 45; T. II. Стб. 34 – 941 г.
144
Там же. T. I. Стб. 75 – 977–980 гг.
145
Там же. Стб. 130 – 1015 г.
146
Там же. Стб. 148 – 1024 г.
147
См.: Мельникова 1978.
148
См. Главу 6, мотивы 7.2, 8.
149
См. Главу 5, мотив 17.
150
См. Главу 6, мотив 3.
151
См.: Джаксон 1989а, Джаксон 2006.
152
См. Главу 6, мотив 5.
153
См.: Джаксон 20106.
154
См. Главу 6, мотив 15.
155
См. Главу 5, мотив 11.
156
См. Главу 6, комментарий к мотиву 12.4.
157
См. Главу 6, мотив 8.
158
См. Главу 11.
159
Датировка базируется на том, что использующие этот труд «Древнейшая сага об Олаве Святом» и исландский перевод «Саги об Олаве Трюггвасоне» монаха Одда относятся ко времени ок. 1200 г. (что, впрочем, трудно с достоверностью доказать – см.: Andersson 2011). Отметим, что – в отличие от большинства исследователей – Г. Ланге отрицает и самое соотношение этих трех сочинений (Lange 1989).
160
Термин Norwegian synoptics – «норвежские синоптики (краткие обзоры)» принадлежит Т. М. Андерссону (Andersson 1985).
161
Bjarni Aðalbjarnarson 1937.
162
Ellehoj 1965.
163
Berntsen 1923.
164
Bjarni Aðalbjarnarson 1937.
165
Ellehoj 1965. S. 198–258; см. также: Bjami Guðnason 1977; Lange 1989.
166
Andersson 1985.
167
Bjami Guðnason 1977.
168
Finnur Jónsson 1923.
169
s
170
lndreb0 1917.
171
Paasche 1922.
172
Koht 1913.
173
Sigurður Nordal 1914.
174
Finnur Jónsson 1923.
175
Stefan Einarsson 1957.
176
de Vries 1967.
177
Tobiassen 1965.
178
Здесь (и далее по всем разделам), при перечислении изданий того или иного памятника, полужирным шрифтом выделяется то издание, по которому публикуются тексты в данной книге.
179
Louis-Jensen 1993b, 419–420.
180
Louis-Jensen 1977.
181
См.: Andersson 1997. Р. 4.
182
Indrebo 1938–1939.
183
Andersson 1985. Р. 216–219.
184
Andersson 1994; Andersson 1997; Andersson 2004b.
185
Gimmler 1976.
186
Danielsson 2002.
187
Louis-Jensen 1977. S. 77–78.
188
Ármann Jakobsson 1997a; Ármann Jakobsson 1998; Ármann Jakobsson 1999; Ármann Jakobsson 2001; Ármann Jakobsson 2002.
189
Andersson 1994.
190
Ármann Jakobsson 1998. P. 112.
191
Bjarni Einarsson 1984. Bis. cxxxi.
192
Storm 1873.
193
Sigurður Nordal 1914.
194
Schreiner 1928.
195
Bjarni Aðalbjarnarson 1937.
196
Schier 1970.
197
Indrebo 1917.
198
Finnur Jónsson 1923.
199
Halldór Hermannsson 1910.
200
Berntsen 1923.
201
Seip 1929.
202
Halvorsen 1959.
203
Paasche 1957.
204
Jón Þorkelsson 1853.
205
Indrebo 1917.
206
Bjarni Aðalbjarnarson 1937.
207
Finlay 2004.
208
Jakob Benediktsson 1955.
209
Louis-Jensen 1977.
210
Jorgensen 1995.
211
Louis-Jensen 1997; Cormack 2001; Boulhosa 2005. P. 6–12.
212
Впрочем, первым, кто посчитал «Отдельную сагу» независимым сочинением, был датский исследователь XIX в. А. Д. Йёргенсен (Jorgensen 1874–1876. S. 44–47). Подробнее см.: Sverrir Tómasson 1994. Bis. 52.
213
Sigurður Nordal 1914.
214
См., например: Bjarni Aðalbjarnarson 1937, 1941, 1945, 1951.
215
Wessén 1928-29.
216
Louis-Jensen 1997.
217
Louis-Jensen 2006. S. 232.
218
Jorgensen 2007. S. 86–98.
219
Bjarni Aðalbjarnarson 1951. Bis. lxxxiii-xciv.
220
Louis-Jensen 1977.
221
Ólafur Halldórsson 2001.
222
Jorgensen 2007. S. 4.
223
Stefán Karlsson 1977.
224
См.: Louis-Jensen 1997.
225
Ibidem. S. 239.
226
Ólafur Halldórsson 2001. P. xix-lvi.
227
М. Клунис Росс, однако, считает, что Снорри был знаком с «Историей бриттов» («Historia Regum Britanniae», 1130–1138 гг.) Гальфрида Монмутского, которая была известна в Скандинавии по меньшей мере с 1194 г. и рассказы из которой имели хождение на скандинавском Севере в конце XII – начале XIII в., если уж не в письменной, то в устной форме (см.: Clunies Ross 1978. Р. 155, 163–164).
228
См.: Halldór Halldórsson 1975, Dronke 1977, Faulkes 1983, Clunies Ross 1987, Faulkes 1993, von See 2001.
229
Cm.: Andersson 2008. P. 7–8.
230
Cm.: Koht 1913; Paasche 1922; Schreiner 1926; Sandvik 1955; Bagge 1991; Andersson 2008.
231
*См., например: Halldór Hermannsson 1910. Р. 68–70; Finnur Jónsson 1923. S. 697–698; Ellehoj 1965. S. 109–141.
232
Bj arni Aðalbj arnarson 1941.
233
Начальная часть «Саги об Инглингах» выступает в качестве основного источника по языческой мифологии Скандинавии (Orton 2005. Р. 308).
234
Schier 1970. S. 6. Утверждение М. Сикламини (Ciklamini 1975b. Р. 88, note 7), что Сигурдур Нордаль относит «Сагу об Инглингах» к сагам о древних временах (Sigurður Nordal 1953. S. 181), а Херманн Палссон и И. Эдвардс называют ее лишь сагой, содержащей особые мифы и легенды (Hermann Pálsson, Edwards 1971. Р. 15), не совсем справедливо. На указанной странице Сигурдур Нордаль пишет, что к oltidssagaer («сагам о прошлом») относятся все саги о древних временах и рыцарские саги, а также некоторые фрагменты других источников, в частности «Сага об Инглингах» в «Круге земном» и Пролог «Саги об оркнейцах». Херманн Палссон и П. Эдвардс относят «Сагу об Инглингах» к разряду королевских саг, подчеркивая, правда, при этом, что некоторые королевские саги уступают в «реализме» сагам об исландцах, как, например, «Сага об Олаве Трюггвасоне» и «Сага об Олаве Харальдссоне» в разделе о чудесах этих святых или «Сага об Инглингах» со своими особыми мифами и легендами.
235
Andrews 1963. Р. 259.
236
Ciklamini 1975b. Р. 90. Еще раньше та же мысль сформулирована А. Я. Гуревичем: Gurevich 1971. См. Гуревич 1972. С. 81, 78: «Именно миф и идея судьбы дают Снорри средство для осмысления истории норвежских королей, родословную которых он ведет от языческих богов или «культурных героев»»; «Снорри усматривает два момента, определивших ход истории Севера: во-первых, основание династии Ингви, чьи потомки правят страной (историкомифологическое обоснование их прав), и, во-вторых, родовая вражда, раздирающая род Инглингов с самого начала, вражда, на которую этот род оказывается обреченным».
237
Ciklamini 1975b. Р. 88, note 7.
238
Jorgensen 2009; Mundal 2009; Mundal 2010.
239
В отличие от предводителя асов, бога войны Одина, Ньёрд – один из ванов, богов плодородия; он попадает к асам в качестве заложника при заключении мира в войне асов и ванов (Yngl, к. 4). Как подмечает М. Сикламини, «при помощи ловкого литературного трюка Снорри превращает этот альянс в столь тесное родство, что слушатель или читатель, не склонный к анализу, спокойно принимает тот факт, что после смерти Одина один из ванов, Ньёрд, а не один из многочисленных сыновей Одина становится правителем» (Ciklamini 1975b. Р. 94)
240
«Фрейра звали также Ингви. Имя Ингви долго считалось в его роде почетным званием, и его родичи стали потом называться Инглингами» (КЗ. С. 16).
241
Там же. С. 37.
242
Там же. С. 9.
243
Fas. В. II. S. 106.
244
См.: Ákerlund 1939; Turville-Petre 1982.
245
О противоречивых взглядах на датировку «Ynglingatal» см.: Ákerlund 1939. S. 45–79.
246
Krag 1991.
247
Ellehoj 1965.
248
С. Эллехёй объясняет, например, отдельные совпадения в «Истории Норвегии» и «Перечне Инглингов» тем, что «История Норвегии» основана на труде Ари, который черпал информацию из поэмы Тьодольва (Ibidem).
249
По Крагу, «Перечень Инглингов» – пропагандистское сочинение, написанное в XII в. с целью обосновать легитимность норвежских королей. Эту точку зрения принял и даже усилил дополнительной аргументацией И. Сойер (Sawyer 1992). Противоположное мнение высказала, не будучи знакомой с работой Крага, Г. Стейн елани (Steinsland 1991). Решительные и убедительные возражения против точки зрения Крага см.: Fidjestol 1994; Sapp 2002; Sundqvist 2002; Hagerdal 2004; Sundqvist 2009; McKinnell 2009. P. 124–125, note 4. Дополнительную аргументацию Крага см.: Krag 2009.
250
См.: Ström 1981; о генеалогических хвалебных песнях см.: Гуревич, Матюшина 2000. С. 423–428.