Исландские королевские саги о Восточной Европе - Джаксон Татьяна Николаевна страница 21.

Шрифт
Фон

12

Именно с этим связан целый ряд попыток создания иной системы видовой классификации исландских саг (см.: Andersson 1967; Hermann Pálsson 1969; Hermann Pálsson, P. Edwards 1971; Harris 1975; Lönnroth 1975a; Andersson 1975; Mitchell 1991. P. 17).

13

См.: Lönnroth 1975а.

14

Sigurður Nordal 1953. S. 180–273.

15

Andersson 1978. P. 148.

16

Hallberg 1962. S. 142.

17

Джаксон 1991. C. 14–40.

18

Beyschlag 1950; Andersson 1985; Sverrir Tómasson 1992; Knirk 1993a; Whaley 1993c; Ármann Jakobsson 1997; Ármann Jakobsson 2005; Andersson 2009. См. библиографию в: Halldór Her-mannsson 1910; Halldór Hermannsson 1937; Andersson 1985.

19

См.: Schier 1970. S. 29–32.

20

О норвежской «доле участия» в создании саг см.: Mageroy 1965; Whaley 1993с.

21

Andersson 1985. Р. 198.

22

Подробнее см.: Andersson 1985; ср.: Джаксон 1991. С. 14–40.

23

Об Ари см.: Mundal 1984.

24

Знаком (*) здесь и ниже обозначены реконструированные или утраченные тексты и их названия.

25

Louis-Jensen 1970.

26

Andersson 1985. Р. 213.

27

Если Сигурдур Нор даль рассматривал время ок. 1220 г. как водораздел, как переломный момент, после которого произошел спад клерикального влияния на литературный процесс (Sigurður Nordal 1953. S. 225), то постепенно исследователи признали, что картина гораздо сложнее и что нет возможности провести четкую грань между «клерикальным стилем» и «ученым стилем» или разграничить клерикальное и светское сагописание (Jónas Kristjánsson 1981).

28

!Koht 1931. Р. 52. О роли бенедиктинских монастырей в становлении древнеисландской литературы см.: Schier 1991.

29

См.: Andersson 2004а.

30

Koht 1931. Р. 50–51; Эйнар Ольгейрссон 1957. С 179–186.

31

О соединении клерикального образования со знанием народной традиции в средневековой Исландии см.: Джаксон 2010.

32

Indrebo 1938–1939.

33

Ср.: Gísli Sigurðsson 2002; Gísli Sigurðsson 2004; Gísli Sigurðsson 2005.

34

Meulengracht Sorensen 1993a.

35

Vésteinn Ólason 2007. P. 34.

36

Danielsson 2002.

37

Andersson 2009.

38

Ármann Jakobsson 1997b.

39

Об основных исландско-норвежских рукописях XIV–XV вв., содержащих королевские саги, см.: Джаксон 1991. С. 40–42.

40

Под «сводами саг» я понимаю не случайные, механические соединения разнообразного материала, а (используя слова А. А. Шахматова о «летописных сводах») «литературные произведения, давшие широкий простор личному чувству автора, считавшего себя полным и безответственным хозяином накопленного им материала» (Шахматов 1899. С. 108).

41

См. Введение к Главе 2.

42

*См.: Стеблин-Каменский 1979а. С. 133.

43

Сводку толкований древнескандинавской литературы как политических доктрин см.: Schach 1979. М. И. Стеблин-Каменский высказывает сомнение в научной ценности такого рода толкований (Стеблин-Каменский 1984. С. 182–183).

44

Гуревич 1977. С. 21.

45

Holtsmark 1961b.

46

Так, тенденциозность сводов саг, несомненно, проистекает из того, что их авторы рисовали историю правителей – предшественников Сверрира, а писались эти своды при Сверрире и его преемниках или даже по их заказу. См.: Koht 1913; Гуревич 1977. С. 24.

47

Гуревич 1977. С. 24.

48

Munch 1851–1859; Keyser 1866–1870; Sars 1873–1891.

49

Storm 1873.

50

Weibull 1913.

51

Weibull 1911; Weibull 1913. См.: Source-Criticism.

52

Koht 1913.

53

Storm 1873; Koht 1921; Bull 1931; Paasche 1922; Schreiner 1928.

54

Finnur Jónsson 1934; Lie 1937. Содержание скальдической строфы, как правило, настолько отрывочно, случайно и конкретно, что оно практически непонятно без сопровождающего прозаического текста. В соответствии с теорией, разработанной 3. Байшлагом (Beyschlag 1953), К. фон Зее (von See 1977, 1982) и Д. Хофманом (Hofmann 1981b, 1982), сопутствующая скальдической строфе проза представляет несомненный интерес для исследователей, поскольку, по их мнению, скальдические строфы не существовали сами по себе, а выступали как ядро более полной традиции.

55

Koht 1956.

56

Sandvik 1955.

57

Johnsen 1915; Paasche 1922.

58

Dahl 1959.

59

Rehfeldt 1955.

60

Holmsen 1940. Аналогично X. Ловмяньский полагал, что сведения саг не могут быть авторитетными и для оценки скандинавской экспансии на восток в VIII–IX вв.; лишь при использовании ретроспективного метода из них можно извлечь ценные данные по этому вопросу (Lowmianski 1957).

61

Яркий пример такого отношения к королевским сагам дает целый ряд работ, в частности: Blom 1969, Helle 1974, Andersen 1977, Sawyer 1982, Franklin, Shepard 1996; в отечественной историографии – Гуревич 1967; Гуревич 1977.

62

Гуревич 1977. С. 154 (курсив автора).

63

Там же. С. 29.

64

См., например: Harris 1986.

65

Ср.: Adolf Friðriksson 1994.

66

См.: Anderson 1938–1939.

67

Гуревич 1977. С. 30.

68

См.: Mundal 1977; Mundal 1987.

69

Джаксон 1993а, Джаксон 1994а, Джаксон 2000а.

70

См.: Шаскольский 1965.

71

См.: Мельникова, Глазырина, Джаксон 1985.

72

Подробно об изучении в России королевских саг как исторического источника см.: Джаксон 1991. С. 51–66. Мною в этой работе не были рассмотрены труды западных историков, обращавшихся к сагам как к источнику по русской (и шире – восточноевропейской) истории, таких как С. Кросс (Cross 1929), Б. Нерман (Nerman 1929), А. Стендер-Петерсен (Stender-Petersen 1953), К. Сельнес (Seines 1962, 1965), X. Р. Эллис Дэвидсон (Ellis Davidson 1976), X. Бирнбаум (Birnbaum 1981а), О. Прицак (Pritsak 1981), Э. Мюле (Mtihle 1991) и др.

73

Посмертную публикацию архивных материалов этой исследовательницы, погибшей во время Ленинградской блокады, см.: Рыдзевская 1978.

74

Погодин 1846, Braun 1924, Рыдзевская 1922, 1934, 1935, 1940, 1945.

75

Braun 1924, Лященко 1922, 1926а, 19266, Брим 1931.

76

Лященко 1922, 1926а, 19266.

77

Тиандер 1906.

78

Braun 1924, Рыдзевская 1935.

79

Васильевский 1874–1875, Braun 1924.

80

Лященко 1922, 1926а, 19266.

81

Васильевский 1874–1875.

82

Погодин 1846.

83

Рыдзевская 1934.

84

Braun 1924, Рыдзевская 1935.

85

Рыдзевская 1935.

86

См.: Джаксон 1978а.

87

См.: Мельникова, Глазырина, Джаксон 1985.

88

Джаксон 19786.

89

Koht 1913.

90

Гуревич 1972. С. 32 и след.

91

Подробнее см.: Глазырина, Джаксон 1986.

92

См. работы В. Л. Янина, Е. Н. Носова, А. Н. Кирпичникова, Г. С. Лебедева, В. А. Назаренко, Г. В. Штыхова, А. Сталсберг, И. Янссона и др.

93

О «Пряди об Эймунде» см. подробнее в Главе 6: § 6.7 и комментарий к мотиву 8.

94

Сенковский 1834. Т. I, отд. III. С. 46.

95

Эймундова сага / Пер. с лат. Д. Лавдовского // Учен. зап. имп. Московск. ун-та. 1834. Ч. III. № 8. С. 386–401; № 9. С. 576–596.

96

Eymundar Saga. Эймундова сага / [О. И. Сенковский] // Библиотека для чтения. СПб., 1834. Т. 2, отд. III. С. 1–46 (перевод и исландский текст в нижней части страниц). С. 47–71 (примечания).

97

См. Главу 6, § 6.7, Введение.

98

Извлечение из Саги Олава, Сына Триггвиева. С. Ill – V.

99

Шарыпкин 1980. С. 144.

100

Сенковский 1834. С. 47.

101

Щипанов 1970. С. 377.

102

Иконников 1891. T. I, кн. 1. С. 319–320.

103

AR / С.С. Rafn. 1850–1852. Т. 1–2. Об этом издании см.: Pritsak 1981. Р 94–99; Шаскольский 1983. С. 35^4.

104

Протоколы заседаний Археографической комиссии 1835–1840 гг. СПб., 1885. Вып. 1. С. 205–207.

105

Тиандер 1906. С. 102–103.

106

Mélanges Russes. SPb., 1851. Vol. 1. P. 247–250.

107

См. о нем: Свердлов 1976.

108

Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. Ф. 9. On. 1. № 749. Л. 21–21 об.

109

Браун 1905.

110

Браун 1911. С. 24–32.

111

Там же. С. 29.

112

Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. Ф. 9. On. 1. N 1086. Л. 12–14.

113

Braun 1924.

114

Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. Ф. 1. On. 1. 1929 г. № 253. Л. 67; ер.: On. 1. 1930 г. № 256. Л. 12–13.

115

См. о ней: Анохин 1970; Свердлов 1971.

116

Архив ИИМК РАН. Ф. 39. № 5.

117

Рыдзевская 1978.

118

Рыдзевская 1970.

119

Архив ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 2. № 1135. Л. 1.

120

Там же. Л. 161.

121

Рыдзевская 1935. С. 6.

122

Анохин 1970. С. 184.

123

Мельникова 19776.

124

Мельникова 2001.

125

Мельникова 1986.

126

Джаксон 1993а, 1994а, 2000а.

127

Глазырина 1996.

128

Глазырина 2002.

129

Древнерусские города 1987; Кочкуркина, Спиридонов, Джаксон 1990. С. 99–132.

130

Древняя Русь 2009.

131

О скальдических стихах как источнике королевских саг см.: Джаксон 1991. С. 79–108; о четырех конунгах на Руси см.: Джаксон 20006; обзор работ T. Н. Джаксон и А. Сталсберг на эту тему см.: Stalsberg 2009.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке