Приход № 13 (декабрь 2014). Введение во Храм - Коллектив авторов страница 2.

Шрифт
Фон

В конце XI века появляется первый храм во имя апостола Андрея в Новгороде. Через некоторое время здесь происходит дополнение сказания о посещении Андреем будущих русских земель, читаемое в «Повести временных лет». Согласно местным новгородским преданиям, вошедшим в «Степенную книгу» (1560–1563), Андрей, придя в «землю словен», проповедовал слово Божие, а затем «водрузил» и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине». Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Константинополь (Новый Рим, или Царьград, который появился лишь через три столетия после ап. Андрея!) (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 1, с. 73).

О жезле апостола Андрея из села Грузино подробнее говорится в житии преподобного Михаила Клопского, которое было составлено в Новгороде в 1537 году боярским сыном В. М. Тучковым по поручению святителя Макария, бывшего в 1526–1542 годах архиепископом Новгородским. Тогда же, вероятно, было написано Похвальное слово Андрею Первозванному «и о монастыре, рекомом Грузино». Позднее село Грузино было подарено императором Павлом I графу Алексею Андреевичу Аракчееву, превратившему его в образцовое поместье († 21.04.(3.05).1834; был похоронен там же). Здесь, на красивом высоком берегу реки Волхов, он построил большой храм в честь Андрея Первозванного (сохранились лишь остатки фундамента). Аракчеев считал, что сделал это на месте «водружения» апостолом Андреем его жезла (посоха) и что отсюда, будто бы, происходит и само название «Грузино». Недавно местные жители, гордые славной историей своей «веси», установили на месте развалин памятный знак с изображением Андреевского креста. (В настоящее время – деревня Грузино, в 10 км от ст. Чудово Московской ж/д; Новгородская область.)

Во 2-й половине XVII века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме…», где говорится о посещении Андреем Первозванным еще и Валаамского архипелага. Это значит, что начальное киевское сказание о путешествии апостола Андрея по Днепру и Волхову превратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле. Уже при Иване Грозном апостола стали воспринимать как «Крестителя Руси», и тема «апостольской преемственности» Русской Церкви, ставшей «Апостольской кафедрой», настойчиво звучала в тех случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах (полемика с Римско-Католической Церковью и др.). Вскоре Андрей Первозванный стал небесным покровителем нашей державы и даже Патроном военно-морского флота; с тех пор андреевский крест украшает наши судовые флаги (Андреевский флаг).

Приход № 13 (декабрь 2014). Введение во Храм
читать Приход № 13 (декабрь 2014). Введение во Храм
Коллектив авторов
Православная газета «Приход» не похожа на все, что вы читали раньше, ее задача удивлять и будоражить дух. Поднимаемые в ней вопросы призваны поддержать здоровую дискуссию вокруг важнейших вопросов жизни Церкви, а не заклеймить и растоптать. Газета будет интересна как делающим первые шаги в Церкви ил

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке