Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам - Урусова Э. А. страница 2.

Шрифт
Фон

Вместе с тем существуют другие варианты интерпретации соотношения понятий «шариат» и «фикх». Помимо упоминавшихся точек зрения, весьма распространены следующие взгляды.

Целый ряд правоведов считают, что шариат и фикх совпадают лишь частично – когда речь идет о бесспорных и ясных предписаниях Священной Книги и хадисов. Во всех же остальных случаях – при наличии положений Корана и сунны, которые могут быть неоднозначно истолкованы, – таковые могут быть отнесены как к шариату, так и к фикху. Однако если в шариате они сохраняются в неизменном виде, то в фикхе мусульманские правоведы, соответствующим образом интерпретируя их, выводят новые правовые нормы. По мнению приверженцев данной точки зрения, в шариат входит религиозная догматика, этика и т. н. «практические» нормы (‘ибадат и му‘амалат), охватывающие вопросы культа и отношений между людьми, если они напрямую отражены в Коране и сунне.

Упомянутые «практические» нормы – как раз и есть сфера пересечения шариата и фикха, поскольку эти правила поведения входят не только в шариат, но и в понятие «фикх». Однако кроме однозначно понимаемых предписаний Священной Книги и сунны, касающихся регулирования культовых вопросов и отношений между людьми, фикх включает несравненно большее число норм, разработанных мусульманскими правоведами на основе толкования айатов (стихов) Корана и хадисов.

На наш взгляд, последняя трактовка соотношения понятий «шариат» и «фикх» имеет не только важное теоретическое значение (позволяя более или менее четко разграничить религиозные и правовые аспекты мусульманского права, не проводя при этом между ними жесткой границы), но и целесообразна с практической точки зрения (поскольку больше соответствует потребностям текущей практики).

Другие правоведы полагают, что следует четко обозначить границы между понятиями «шариат» и «фикх». В шариат, по их мнению, включаются положения Корана и сунны, не требующие специального толкования, т. е. имеющие прямой смысл. В то время как фикху отводится функция формулирования необходимых решений там, где заканчивается сфера действия прямых норм шариата. Следовательно, фикх является органичным продолжением и развитием в историческом контексте положений шариата[4]. При этом презюмируется, что шариат вечен и неизменен, в то время как фикх, будучи плодом человеческих усилий, может быть изменен с течением времени.

Развивая вышеприведенную точку зрения, некоторые правоведы считают, что все Божественные откровения, содержащиеся в шариате, являются для фикха лишь отправной точкой для формулирования конкретных правил поведения. Иными словами, шариат выступает в качестве идейного источника фикха. Схематично соотношение шариата и фикха выражается в виде дерева, где шариат представляет собой его корень, а фикх – крону с многочисленными ветвями.

Суммируя, можно выделить следующие существенные различия между шариатом и фикхом:

– В шариат входят как общие, так и конкретные предписания, содержащиеся в Коране и сунне и касающиеся религиозной догматики, этики, вопросов культа и правил взаимоотношений людей. Причем доля конкретных предписаний несравнимо мала по сравнению с долей общих. В фикх же входят конкретные, ясно выраженные положения Корана и сунны, касающиеся вопросов культа и отношений между людьми и не нуждающиеся в дополнительном толковании правоведов. Однако большую часть корпуса фикха составляют собственно правовые нормы, выведенные мусульманскими юристами на основе общих положений Корана и сунны.

– Шариат совершенен, вечен и неизменен, в то время как фикх, будучи творением людей, обладает недостатками и потому может быть изменен согласно потребностям общества и велениям времени.

– Источником шариата являются Коран и сунна, а фикха – Коран, сунна, а также специальные источники, разработанные мусульманскими правоведами.

– Шариат, существуя вне времени и пространства, обязателен для всех мусульман. Нормы же фикха, выведенные мусульманским правоведом путем толкования положений Корана и сунны, связывают только его самого, и то лишь до тех пор, пока он с помощью иджтихада не разработает другое правило поведения по аналогичному вопросу, отличающееся от ранее сформулированного.

Вышесказанное позволяет нам заключить, что, во-первых, шариат и мусульманское право (фикх) лишь при определенных оговорках могут употребляться в качестве синонимов и, во-вторых, мусульманское право представляет собой вполне самостоятельную систему права в широком значении, или правовую семью, несмотря на свое религиозное происхождение.

Мусульманское право не сливается с религией, хотя некоторые его нормы совпадают с религиозными правилами поведения. Путем включения норм и институтов мусульманского права в нормативно-правовые акты религиозные нормы превращаются в правовые. Именно поэтому следует рассматривать мусульманское право, имеющее, бесспорно, религиозное происхождение и тесно связанное с догматикой, исключительно в правовом контексте.

В данный раздел и библиографический указатель включены работы, относящиеся преимущественно к мусульманскому праву (фикху), а не к шариату в целом.

Однако нельзя не учитывать то обстоятельство, что некоторые авторы по тем или иным причинам не проводят различия между понятиями «шариат» и «фикх». Поэтому если в названиях монографий, статей или авторефератов, а также в аннотациях к ним встречается термин «шариат», то это означает, что в указанных работах затрагивается правовая проблематика.

Монографии

Авксентьев А.В. Коран, шариат и адаты. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1966. – 144 с.

Шариат – с. 103–118 и адаты – с. 119–130 в жизни мусульман. Общий очерк.

Баишев Ж. Введение в исламское право: вопросы теории и практики. – Астана: ИД Азамат, 2004. – 68 с.

Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура: Учеб. пособие / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 75 с.

Бартольд В.В. Ислам: Общий очерк. – Пг.: Огни, 1918. – 102 с.

В т. ч. мусульманское право.

Бартольд В.В. Культура мусульманства. – Пг.: Огни, 1918. – 112 с., ил.

В т. ч. мусульманское право.

Боронбеков С. Шариат: Его место и роль в формировании климата доверия, толерантного сознания и борьбе с экстремизмом в российском обществе = Sheriat: Its Place and Significance in Creating a Ornate of Trust, Tolerance and Fighting Extremism in Russian Society / Моск. ун-т МВД России, Рязан. фил. – Рязань, 2004. – 279 с.

Понятие, происхождение, источники и ценности мусульманского права – с. 70–101.

[Бурхан ад-дин ал-Маргинани]. Хидая. Комментарии мусульманского права / Пер. с англ. под ред. Н.И. Гродекова. – Ташкент, 1893. – Т. 1. – 513 с.; Т. 2. – 462 с.; Т. 3. – 493 с.; Т. 4. – 319 с.

Бурхануддин Маргинани. Хидоя: Комментарии мусульманского права: В 2 ч., 4 т. / Пер. с англ. под ред. Н.И. Гродекова; Отв. ред., авт. предисл., вступ. ст. и науч. коммент. А.Х. Саидов. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – Ч. 1. Т. 1–2. – 2008. – 807 с. – Ч. 2. Т. 3–4. – 2008. – 654 с.

Бюйюкчелеби И. Под сенью ислама: (Полный справочник по теории и практике ислама: руководство для повседневной жизни): Пер. с араб. – М. – СПб.: Диля, 2009. – 528 с.

Закят – с. 284–297; экономическая система ислама – с. 297–313; брак и семейная жизнь – с. 340–366; статус женщины в исламе – с. 366–384; наследство и женщины – с. 378–382; развод – с. 384–388; права человека в исламе – с. 478–487.

Вайсс Б. Дж. Дух мусульманского права: Пер. с англ. – М. – СПб.: Диля, 2008. – 320 с.

Становление мусульманского права. Авторитет правоведов и различия между школами. Частные и общественные аспекты мусульманского права.

Гилязутдинова Р.Х. Природа мусульманского права. – Уфа: Транстэк, 2003. – 186 с.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке