«Данда» – наука о наказании (переводится как кнут, посох царя, наказание).
Впоследствии они получили более подробную разработку. История общества до возникновения политической власти делилась на два этапа. Сначала этого была счастливая жизнь в довольстве и согласии, когда все соблюдали дхарму по собственной воле. Но нарушали проснувшиеся в людях эгоистические стремления. Вторая стадия до государственного общества – анархия, внутренняя борьба, каждый думает только о себе, и сильные торжествуют над слабыми. Царит так называемый закон рыб (соответствует нашему «закону джунглей»): крупные рыбы пожирают мелких. Именно наступление анархии делает необходимым установление политической власти. Ее цель была двоякой: защита слабых и создание условий для соблюдения дхармы.
Особенностью индийской мысли является то, что оба варианта происхождения власти – и создание правителя богами, и его избрание, т. е. соглашение между правителем и подданными (вариант договорной теории), – за редкими исключениями сочетаются. Боги всегда одобряют, санкционируют результат народного выбора, выражают свою волю и как бы берут власть под свою опеку.
Избирая правителя, подданные не связывают его определенными условиями, они не вправе расторгнуть договор, если правитель действует не в соответствии со своим назначением. Мысль о долге правителя перед подданными проводится постоянно. Но основа этого долга – дхарма правителя, а не договор. Несмотря на рудименты договорной теории, господствует патриархальная концепция власти, столь характерная для древнего и средневекового общества, особенно на Востоке; правитель, царь – отец подданных, он должен о них заботиться, но ответственность несет не перед ними, а перед Богом.
Общая характеристика брахманизма:
4 касты («варны»):
– брахманы – из уст мирового бога (воспитание);
– кшатрии – из рук (управление государством, война);
– вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло);
– шудры – из ступней (обслуга, грязный труд). Рабы – не люди, а орудия труда.
Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» – палка).
Буддизм возник как своеобразный бунт против религии брахманизма, переживавшей упадок, погрязшей в суевериях, обрядности и корысти высших сословий. Основатель Сиддхартха Гаутамма Будда отверг священный характер Вед и противопоставил им попытки рационалистического объяснения природы и общества. Он стремился десакрализировать и политическое сознание, отвергая теорию божественного происхождения каст, и царской власти. Отказывался от ритуалов. Провозглашал духовное равенство между людьми, но с оговоркой на то, что данное равенство не распространяется на социальную сферу. Власть есть гарантия моральных устоев, их сохранности.
Основным документом является палийский закон.
Относительно вопросов происхождения государства в сборнике «Дигха Никайя», входящем в палийский закон, точнее, в его фрагменте, озаглавленном «Книга генезиса» рассказывается, что люди жили сначала счастливо, мирно и беззаботно, питаясь дикорастущим рисом. Однако запасы его стали иссякать. Чтобы обеспечить каждому пропитание, было решено поделить рисовые поля. Нашелся один жадный человек, который, сохраняя свой собственный надел, присвоил себе и участок, принадлежавший другому, и стал его обрабатывать. Ему сделали внушение и заставили пообещать, что он никогда не поступит так снова. Однако жадный человек еще дважды пытался завладеть чужим участком, за что его убили. Так возникли четыре зла: кража, осуждение, ложь и насилие. Почуяв неладное, люди собрались вместе и, сокрушаясь по поводу появления четырех зол, решили избрать правителя. В награду они согласились отдавать ему часть своего риса.
Идея выборов проводится здесь в отличие от других древнеиндийских источников с полной последовательностью, без всякого божественного вмешательства или одобрения. Вместо абстрактных рассуждений о нарушении дхармы, эгоизме, о «законе рыб», как причинах возникновения политической власти, дается четкая и поразительная для того времени мысль: государство появилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю.
Постепенно эпоха брахманизма и буддизма подходила к своему закату, и на их основе возникала новая религия индуизм, представлявшего собой обновленный брахманизм.
К эпохе империи Маурьев относят такой памятник политической культуры как «Артхашастра» Каутильи. Основное содержание данного документа – это наставление по искусству управления. Этот документ считается образцом особого жанра литературы – светской политической науки. Согласно данного документа цель власти – это благо всех живых существ. Царь – проводник воли богов и заставляет всех поданных подчиняться драхме с помощь наказания дандры. Власть и богатство, согласно данному трактату, следует защищать любыми способами.
Завершая рассмотрение политико-правовой мысли Д.И. необходимо упомянуть и законы Ману. Данный документ регламентировал жизнь правоверного индуса по всем направления, начиная с морали и нравственности и заканчивая правовыми нормами.
Общая характеристика буддизма. «Будда» – просветленный.
Основная цель – достижение состояния «нирваны» – высшего состояния духа – достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные страдания).
Постулаты буддизма.
«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» – идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.
«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или «ненависть» вместо «насилие»).
2.1.3 Политико-правовая мысль Древнего Китая
В отличие от Индии, в Китае политическая мысль не питалась священными писаниями, она рано выделилась в особый предмет, которым занимались специалисты, мудрецы, философы. Однако, связь между небом и Поднебесной не отрицается, но в центре внимания китайских мыслителей не Вселенная, не начало мира и его суть, а человек и общество, проблемы организации государства. Причем трактуются они рационалистично и в значительной мере освобождаются от мифологии и религиозности.
Особенно ярко это заметно у Конфуция, самого знаменитого китайского философа, чьи взгляды спустя несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии. Ему приписывают мысль, что в мире нет вещей, которым нельзя было бы найти естественного объяснения.
Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)
Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего.
Конфуций, (точнее Кун-цю или Кун-фуцзы, что означает мудрец (учитель) Кун, родился в 551 г. до н. э. в княжестве Лу. В детстве был не по летам серьезен, отличался прилежанием и удивительной любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и дорос до поста главы судебного ведомства в своем княжестве. Конфуций щедро делился мудростью с учениками. Он славился умом, энергией и безупречной честностью. Но не всегда эти свойства встречали хороший прием у других ученых и правителей. После долгих скитаний в поисках места службы, достойного его таланта, он вернулся на родину, и последние годы жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг и обычаев. На этом поприще он добился широкого признания, и это обеспечило ему почетное положение в обществе. Конфуций умер в 479 г. до н. э. в возрасте 72 лет.