Продолжатель Феофана упоминает предметы (золотой платан, птицы, издающие звуки, открывающие пасти и рычащие львы, орган и др.), находившиеся в тронном зале Большого дворца – Магнавре. Их задачей главным образом было производить впечатление на гостей, особенно иностранных. Некоторые ромейские авторы приписывают их изготовление Льву Мудрому. Но указанные предметы составляли одно целое с троном Соломона, который в таком случае Лев Мудрый.
Страна, где правит Соломон, названа Руськая земля Светорусьскоая, земля Русьская, Сьвятая Русь.
Василий говорит в отношении царя Соломона: «Фу-фу, Маринка, что это меня руськой дух по носу ударил?», «Фи-фу-фу, руським духом пахнет. Кто пришел?».
Соломон говорит в отношении своей страны: «Со сьвятой у мня Руси, сь Ерусалима, славна города»
Торокашко сын Заморенин сообщает о Руси, как царстве Соломона.
Известно, что юг Руси и Болгария в 7—9 веках были в составе одного государства.
Болгария в 700 г.
Болгария в 900 г.
Историки предпологают, что часть Руси могла составляеть единое целое с Болгарией не только при Симеоне, но и его потомках.
Болгария в 1000 г.
П.Г.Гайдуков, В.А.Калинин пишут: «В «Сводном каталоге» описано 5 сребреников с именем Петрос, из которых один не разыскан и известен только по архивным материалам. Три монеты происходят из Нежинского клада 1852 г., одна из Митьковских курганов в Брянской обл. На всех пяти дошедших до нас экземплярах принято следующее прочтение: ПЕТРОС ПЕТРОС – ОГЕОС ПЕТРОС, т. е. Петр, Петр, святой Петр.
Изображение сидящего бородатого святого; в широком и длинном складчатом одеянии; вокруг непокрытой курчавой головы нимб; правой рукой держит крест, наискосок прижатый к правому плечу; левая – на груди. Колончатая надпись по сторонам фигуры святого: ПЕТРОС ПЕТРОС. Вокруг двойной точечный ободок.
Изображение княжеского знака в виде двузубца, левый зубец увенчан крестом. Сверху между зубцами значок в виде развернутой зеркально буквы Ъ. Колончатая надпись по сторонам фигуры святого: ОГЕОС ПЕТРОС+. Вокруг двойной точечный ободок.
В «Сводном каталоге» описано 12 сребреников с именем Петор, из которых три не разысканы и известны только по литературе и архивным материалам. Девять монет происходят из Нежинского клада 1852 г.
Прочтение надписей, как и на монетах с надписью «Петрос», доставило нумизматам много хлопот. Уверенно читается только слово ПЕТР. В спорной легенде лицевой стороны исследователи предлагают, как и на монетах предыдущего типа, видеть АГИОС ПЕТОР (святой Пётр). Однако сопровождает надпись изображение князя, а не св. Петра. Колончатая легенда по сторонам княжеского знака на оборотной стороне отличается большим разнообразием вариантов, но они не поддаются прочтению. Судя по имеющимся данным, все эти монеты не выходили за пределы Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств.
Исследователи затратили немало усилий для расшифровки надписей на рассматриваемых сребрениках. Княжеский знак на сребрениках с именем Петрос (двузубец с крестом на вершине левого зубца) аналогичен знаку на монетах с именем Святополка. На основании единства знака В. Л. Янин в 1956 г. предложил относить эти сребреники к чеканке Святополка, а композицию лицевой стороны (изображение св. Петра и пояснительную надпись)». (Древнейшие русские монеты. «Русь в IX—X веках. Археологическая панорама». «Древности Севера». РАН. Институт Археологии. Москва-Вологда. 2012.)
Большинство ученых считает, что эти монеты чеканил Святополк Владимирович. Некоторые исследователи пытались связать их со Святополком Изяславичем и Ярополком Изяславичем, но что на лицевой стороне монеты написано «ЦАР ПЕТЪР». Царем Петром, мог быть любой властитель на Руси носивший такое имя, но также и Болгарский и Ромейский царь Петр Симеонович.
Страна, где правит Василий, названа – Туреция Цареградская, земля Турецкая, Золотая Орда, Золотая Ёрда, Греция. Рахлинское царство с полуцарствием.
При этом ее население – «люди православные» и «тотаровя».
Интересно, что былины не связывали Золотую Орду со степями, а только с Цареградом. Такое ее расположение объясняет поездки в Золотую Орду вассальных князей и священников константинопольского патриархата для утверждения на троне и получение ими ярлыков, а также исключительно латинскую (а не греческую) церковную терминологию, заимствованную как полагают в 13—15 веках.
В русских текстах Рахлинское царство связано с «Чудом Георгия о Змее», которое в латинских источниках привязывается к Бейруту в Сирии, Гевалу в Палестине, Каппадокии, или римской Ливии. В 8—9 веках это были территории, находившиеся под контролем Константинополя или правителей мира из Багдада. Царство – Иран, а полуцарствие – диоцез Анатоли.
5
Соломон использовал в походе против Василия летающую конницу, как и в арабских сказаниях, Соломон прилетел в Царьград, а потом улетел из него:
Но в большинстве вариантов Соломон доплыл до Царьграда.
«А собиралсэ Соломан на черлен корабь, а он брал он себе силушки-армеи.
А переходил Соломан за синё морё».
Или пошел с войнами по суше.
Поход на кораблях по морю и возможно конницей по берегу напоминает походы Руси на Ромею. Обычно на хеландии-усии был экипаж в 108 чел., хеландии-памфиле экипаж в 120 чел., на дромоне экипаж в 220 чел. В 929 году тунисец Сабир на четырех кораблях совершил третье нападение на Италию. Встретившись на море с греческим стратигом с семью кораблями и обратив последнего в бегство, Сабир высадился в Калабрии, взял в плен 12000 женщин и детей и с богатой добычей возвратился в Африку. Калабрия полчинилась фатимидскому халифу.
Расстояние между столицами Соломона и Василия также обозначено в Былинах. Трое суток хода под парусами с гребцами при попутном ветре.
Известно, что в 17—19 веках скорость кораблей обычно составляла не свыше 2—3 узлов. При идеальных условиях (сильный ветер в фордевинд, чистый и исправный корпус, медная обшивка, умелый экипаж, хорошо поставленные мачты, отличная парусина и т.п.) скорость поднималась до 7 узловь. Драккары благодаря парусу и веслам на коротких дистанциях могли развивать скорость до 10 узлов. Средневековый ромейский корабль в среднем достигал скорости хода под парусом в 5 узлов. Римская триера при полной выкладке гребцов могла достигать хода до 7. Реально от парусного судна можно ожидать скорости 4 узла.
То есть скорость судна похитвшего жену Соломона достигала 7—12 км. в час. Путь от столицы Соломона до гавани Цариграда без остановок занял трое суток (72 часа). То есть корабли прошли расстояние от 505 км. до 865 км. Но не известно шли ли они вдоль берега или в открытом море.
Если плаванье шло на юг от Царьграда, через Дарданеллы, то могло быть только каботажным, но тогда оно было в Греции. Если же шло на север, то до Крыма, могло быть и в открытом море.
Расстояние от Стамбула (Царьграда) при плаванье через море до Севастополя (Херсонес) 535 км., до Керчи (Боспор) 810 км. При каботажном плаванье от Стамбула до Констанцы (Томы, столица Малой Скифии) 503 км., до Белгорода 820 км., до Одессы 865 км., до Фессалоник 635 км.
Так как рядом со столицей Соломона в былине были местобитания на лебедей, гусей, уток, т.е. водоплавающих птиц, то предпочтительнее рассматривать Томы, к северу от которых имеются болота устья Дуная.
Кроме того поездка Соломана на теплые источники также возможна около Томм. На побережье Черного моря, в 44 км. расположены термальные источники у озера Мангалия.
Возможно это порт Преслава – Варна. Поскольку в указанное время скорость обычного флота была 90 км. в сутки. Во время войны с ромеями арабский флот выступил из Сузской бухты у Суса (Туза) и Кайревана в Африке 14 июня 827 года и через три дня 17 июня достиг ближайшего сицилийского пункта, города Мазары (Mazara) (в 266 км. от Суза). Это расстояние от Стамбула (Царьграда) до устья до Варны (269 км.).