* * *
Еще одна легендарная история связана с кольчужной рукавицей Ермака. По преданию, прыгая в воды Вагая, Ермак взмахнул рукой, боевая рукавица слетела с его длани и попала в самую гущу наступавших татар, «побив зело много народу». Долгое время о кольчужной рукавице ничего не было известно, пока в 1963 году ее не принес иркутскому историку и археологу Т.С. Бровкину житель Иркутска Д. Ганин. Ганин сообщил, что эта старинная вещь появилась в его семье от деда, воевавшего в армии адмирала Колчака и расстрелянного большевиками в 1924 году. Он же поведал ученому семейное предание о том, как рукавица Ермака появилась у белогвардейского адмирала. В 1919 году в одной из деревень Омской губернии, где остановился белогвардейский штаб, Колчаку вдруг явился седой старец в белых одеждах. Он будто бы вручил адмиралу довольно странную металлическую рукавицу, ослепительно сверкавшую в лучах утреннего солнца, и велел беречь «пуще собственной жизни оберег Ермаковой десницы», после чего вдруг исчез, словно провалившись сквозь землю. О странной встрече Колчак рассказал своей жене и нескольким военачальникам. Как гласила семейная легенда, с этого времени отступавшая армия адмирала вдруг стала одерживать победы одну за другой. В короткий срок им удалось захватить огромную территорию Сибири от Томска и юга Алтайского уезда до самого Иркутска. По воспоминаниям, Колчак никогда не расставался с кольчужной рукавицей Ермака. Частенько случалось выходил, надевая ее на руку, на соколиную охоту. Незадолго до своей гибели Колчак передал рукавицу деду Д. Ганина, который оставив ее жене, попытался прорваться с отступавшими частями армии на восток.
Археолог Т.С. Бровкин очень заинтересовался редкой вещицей. Он сделал попытку по архивам найти какие-нибудь сведения о кольчужной рукавице, однако ее прошлое так и осталось для него тайной. А однажды, примерно через год после встречи ученого с Д. Ганиным, рукавица, хранившаяся все это время в квартире Бровкина, бесследно пропала. Незадолго до этого ему во сне привиделся седой старик в сверкающих белоснежных одеждах, на руку которому была надета как раз та самая Ермакова рукавица…
Через тридцать шесть лет после тризны по Ермаку у Епанчинских юрт первый сибирский митрополит Киприан созвал в Тобольске первый сход казаков, среди которых были и те, кто ходил со своим покойным атаманом на Кучума. По повелению митрополита с тех далеких лет в соборной церкви Тобольска стали петь вечную память павшим в боях за Сибирь, а в сибирских городах начали вести собственные сибирские летописи, за четыре столетия придавшие образу смелого казацкого атамана ореол величия, легендарной силы и благородства.
2. Легенды и предания старого Тобольска
Есть в Тюменской области небольшой районный центр, который по праву зовется «отцом городов сибирских». Ведь именно с него – с Тобольска – более четырех столетий тому назад пошла «Сибирь русская», и именно с этим старинным городом связано немало легенд и преданий, ставших неотъемлемой частью истории Государства российского.
Согласно историческим хроникам в конце октября 1582 года казачий отряд под командованием атамана Ермака, совершив многокилометровый переход на стругах по сибирским рекам Тура и Тобол, высадился на берег Иртыша, где вступил в сражение, известное, как битва за город Бицик-Туру, с войсками хана Кучума. Этот населенный пункт Сибирского ханства имел важное стратегическое значение, также в нем были сосредоточены несметные богатства ханской казны. По этой причине Кучум бросил против Ермака все свои силы, которые в результате трехдневного боя были почти полностью уничтожены. Видя свое неминуемое поражение, хан под покровом ночи сумел улизнуть с поля боя, прихватив с собой большую часть ценностей. Как гласит предание, к исходу сражения сразу после полуночи яркая вспышка вдруг озарила небо, на котором затем появился огненный шар. От столь необычного зрелища остатки Кучумова войска стали в панике разбегаться. Огненный шар, тем временем, очертив по небу дугу, упал на один из холмов. Именно на этом холме пять лет спустя воеводой Данилой Чулковым была основана крепость, давшая начало городу Тобольску…
А той памятной октябрьской ночью Ермак направил небольшую группу казаков в погоню за бежавшим ханом. Казаки вернулись лишь на шестой день, сообщив, что Кучум бесследно пропал со своей свитой и казной на острове Золотой Рог, окруженном непроходимыми болотами. Они также рассказали, что в той мрачной местности водится в большом количестве всякая нечисть, и потому истинному христианину там делать нечего…
* * *
На протяжении последующих четырехсот лет ученые, смельчаки и авантюристы пытались раскрыть тайну клада хана Кучума. Уже в XVII веке было установлено, что на острове Золотой Рог, находящемся неподалеку от Тобольска, имеется несколько (предположительно семь) подземных ходов, уходящих в неизвестном направлении. Старожилы из числа местного населения хантов и мансей уверяли власти, что до завоевания Сибири Ермаком на этом острове находились ханские оружейные мастерские, в которых под землей трудились обреченные на смерть пленники и рабы. А еще раньше на Золотом Роге будто бы располагалось языческое святилище с подземными галереями, которые вели в потусторонний мир. Поэтому Кучуму удалось бесследно пропасть на острове, и именно по этой причине ни один смертный человек не может проникнуть в тайну островных подземелий, которые охраняют могущественные духи…
И действительно, сохранилось немало свидетельств о странных явлениях, происходящих на затерянном среди болот острове. Так в 1864 году за ханским кладом на остров отправился тобольский кузнец Федор Мохначев с сыновьями Петром и Иваном. Через несколько дней в город вернулся один лишь Петр. Несмотря на то, что он тронулся рассудком, парень смог рассказать соседям, что едва он с братом и отцом оказался на Золотом Роге, как из-под земли появились какие-то черные люди, которые набросились на них. Федора и Ивана Мохначевых они утащили с собой в подземелья, а Петру удалось спастись.
В 1913 году на острове побывал житель деревеньки Тахтаир по имени Арлам. Мужчине удалось не только вернуться живым и невредимым, но и принести с собой огромное медное кольцо, висевшее, якобы, на массивной, окованной металлическими пластинами двери, которая вела в подземелья острова. Со слов Арлама из-за двери доносились человеческие стоны и жуткий вой. Именно по этой причине он не рискнул отворить таинственную дверь…
* * *
В начале XVIII века известный русский картограф и архитектор С. Ремезов писал о Тобольске: «Подобен сибирский град Тоболеск – ангелу! Правая его рука – палатный разряд. На длани (ладони) имущий нижний посад, левая рука – соборная церковь и стена каменного столпа, правый бок – яр до Иртыша, левый – увал и река Курдюмка, правое крыло – Тобол до степи, левое – Иртыш. Этот ангел является всей Сибири радожителем и изрядное украшение, и с иноземниками мир и тишина» С тобольской «Дланью ангела» связано немало городских легенд. В частности одна из самых старых гласит о том, что сразу после образования Тобольской и Сибирской Епархии осенью 1620 года в Тобольск Епископом был направлен Преподобный Киприан. При подъезде к городу священник задремал и ему во сне явился сверкающий ангел, который опустил свою ладонь на затянутый серым туманом Тобольск, после чего повелел построить в городе церкви таким образом, чтобы они повторяли контуры ангельской длани. Вскоре, во исполнение сна Епископа Киприана в Тобольске были сооруженыКрестовоздвиженская, Пятницкая, Рождественская, Благовещенская и Богоявленская церкви, а также Церковь Захария и Елизаветы и Церковь Михаила Архангела. А сразу после этого среди сметливых горожан поползли слухи, что в каждой из семи церквей имеются потайные ходы, которые ведут в подземелья острова Золотой Рог. Небывалое же великолепие церквей и изысканное богатство церковной утвари объяснялось тобольчанами тем, что священнослужители сумели поживиться знаменитым кладом хана Кучума. Постепенно среди горожан получило распространение поверье о том, что тот, кто проберется в потайной ход, будет проклят и сгинет в «геенне огненной». Долгие годы существовал и негласный запрет на посещение подземелий Тобольского кремля, интерес к которым с новой силой возник лишь во второй половине XX века. Так в 1992 году группа из четырех местных диггеров сумела проникнуть в подземный ход, который вел из северной части Кремля по направлению к епархиальной гостинице. Однако уже через несколько десятков метров энтузиасты наткнулись на кирпичную стену, преградившую им дальнейший путь…