Человек. Образ и сущность 2012. Гуманитарные аспекты. Выпуск: Молодые ученые в современной России - Шкаев Д. Г. страница 3.

Шрифт
Фон

В связи с этим возникает мнение о кризисе и даже возможной «смерти теории» в контексте нарастающего влияния Интернета на общественную мысль5.

Это значит, что «скачать» в готовом виде истину гуманитарного знания из Интернета становится все более затруднительно. Но если общество отказывается от истины гуманитарного знания, то оно тем самым загоняет себя в опасную ловушку: достижение частных эгоистических интересов с помощью слухов и ложных утверждений, превращаясь в общее правило, порождает феномен идейной слепоты, маскируемой рынком информационного многообразия. Думается, что сегодня правомерно говорить о возрастающей роли теории как того интеллектуального прибора, который позволяет давать оценку составляющих информационного потока, отсеивать шелуху фальсификаций и сохранять зерна Истины. Традиционно в основе политического сознания и поведения лежали фундаментальные теоретические традиции консерватизма, либерализма и марксизма. В современной ситуации возрастающее влияние набирает биополитика, ориентирующаяся на постоянно воспроизводящие себя инстинкты выживания, потребления и сексуального наслаждения. Информационные потоки указывают пути реализации этих константных инстинктивных устремлений. Это значит, что элиминируется ориентация на высшие цивилизационные ценности, а массовое поведение, попадая в «петлю времени», отпадает от «стрелы» восходящего развития. «Петля времени» находит свою реализацию в дихотомии «потребления – наслаждения» индивидуального бытия. В этой «петле времени» гуманитарное знание воспринимается как нечто «чужое», поскольку истина личного бытия в дихотомии «потребления – наслаждения» кажется лежащей на поверхности.

Если дихотомия «потребления – наслаждения» охватывает весь горизонт индивидуального смысла, то она становится основой постоянного воспроизводства «петли времени». В ней выпадает смысл творческой самореализации личности. Молодой ученый приобретает знания, но не знает во имя чего. Не зная цели, он, естественно, начинает использовать такие средства, которые могут означать крах всей его научной карьеры. Учащийся получает прочные научные знания, относящиеся к окружающей материальной реальности. Эти знания формируют устойчивые исследовательские и технологические позиции. И вместе с тем студент не может иметь своей прочной идентичности как следствия освоения гуманитарного знания.

Гуманитарное знание призвано определять основание той нравственной истины, которая формирует внутреннюю духовную связь народа. Основополагающий стержень внутренней связи народа – это справедливость, охватывающая все структуры производственных, социальных, нравственных и семейных отношений. Справедливость понимается как равенство взаимодействия субъектов, образующих данную цивилизацию. То, что дается, должно возвращаться в эквивалентных соотношениях. На этой основе формируются чувства долга и благодарности, сопровождающие нормальное функционирование цивилизации. На этой основе происходит и формирование самосознания в контексте гражданственной реальности МЫ. Так возникает и общая нравственная культура. Чувство гражданского долга определяет характер образа жизни и поступков, подчас требующих мужества и самоотверженности.

Российские традиции вырастают на почве высокой духовности, создания условий ее постоянного воспроизводства и обогащения в жизни новых поколений. Формирующееся духовное единство несовместимо с феноменом «гламурной» культуры. Стремление представителей «гламурной» культуры к обособлению, отделению системы своего кланового образования от общенародной системы, к утверждению сегрегации в формах образа жизни толкает Россию на путь, который породил в свое время ужасы гражданской войны.

Информационный механизм преодоления цивилизационного раскола сегодня видится в непрерывном информационном потоке о реальных или возможных в будущем естественных катастрофах. Информационный телевизионный поток, показывающий вживую естественный процесс катастрофических явлений, обретает свой идеологический смысл: коль скоро не хватает интеллектуальных и духовных сил для формирования нравственной культуры, обеспечивающей внутреннюю связь цивилизации, то можно ее заменить суррогатом общего самосознания, возникающего как следствие общих устремлений к выживанию.

Для молодых ученых важно формировать способность к цивилизационной дальнозоркости, что позволяет принимать взвешенные и работающие на историческую перспективу решения, переосмысливать и переоценивать существующую практику с цивилизационных позиций.

Естественно, молодые ученые составляют меньшинство в общей массе населения, в том числе и молодежи.

Но это меньшинство может и должно сформировать в себе такие качества, которые превратят его в авангардную влиятельную общественную силу. И здесь приходится начинать с самих оснований, со специфического культурного «базиса».

Прежде всего речь должна идти о возникновении специфического братства, основанного на признании всеми правил корпоративной культуры.

Первой составляющей этой культуры является язык. Это язык, основанный не на практике эсэмэс-сообщений, а на всем богатстве русской классической литературы. Превращение именно такого языка в язык корпоративного общения сразу же перевоплощает молодого ученого в образец, противостоящий окружающей среде, широко использующей примитивные сленги и ненормативную лексику. Оазис высококультурной речи молодых ученых будет предметом искушения и ориентиром для молодежи. А это – первый шаг на пути преодоления культурной неполноценности.

Второй составляющей корпоративной культуры молодых ученых является образец вкусов. Молодые ученые должны принять определенный «круг» высокой культуры, позволяющий владеть адекватным критерием оценки того потока, который обрушивается на массовое сознание и заставляет его с восторгом упоения «кушать» себя без всякого разбора.

Третьей составляющей корпоративной культуры является способность к философской рефлексии, определению для себя тех исходных фундаментальных истин, которые позволяют видеть стратегию жизни, избегать тупиков потребительской психологии и твердо стоять на почве творческой самореализации в контексте вечных цивилизационных ценностей.

Интеллектуальный путь к истинам «вечной философии» открывает эпистемология цельного знания, сочетающего символаты цивилизационной культуры с определением горизонтов когнитивного мышления как форм истины бытия. Именно путь цельного знания – это не только путь совершенствования интеллекта, но и путь освоения мудрости, позволяющей органично сочетать прочность традиций прошлого с гибкостью процессов обновления в настоящем и становлением гармоничного будущего.

В этих своих измерениях корпоративная культура молодых ученых может играть роль прообраза, той высокой цели, к которой будет направляться наша национальная культура.

Молодые ученые современной России, коль скоро они правильно видят и оценивают современную ситуацию, должны в пределах своих возможностей оказывать постоянное влияние на утверждение российской цивилизации в современном мире, вырабатывать формы и направления эффективного служения, нацеленного на завоевание передовых научных и технологических позиций в конкурентном соревновании с ведущими экономическими и научно-техническими державами современного мира.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке